С. Дрозд.

Полярный Урал - 2002г.

Маршрут: Харп - Собь - Хараматлоу - М. Хараматлоу - Бурхойла - Танью - Варчатовис - Войкар - М. Горная Обь - Шурышкар. Первый опыт дневника.

Как положено, эпиграф:

Изысканнейший аромат тайги

Которая зовётся парма

Мне кружит голову. Шикарно

Переобуться в сапоги

Два дрына в руки, две слеги

Прикручены к кильсону парно

Копыта - в грунт, и лодка плавно

За мной влачится в верх реки

И это сбудется со мной

Лишь летом, а пока мечтаю

Хараматлоу и Бурхой-

Лу преодолеваю

Где предначертана с блесной

Тайменю встреча роковая.

28.12.2000.

До поезда осталось 4 дня. Пора представить участников нашего авантюрно-матрасного приключения. Как говорил вольноопределяющийся Марек, летописи надо писать заранее.

1. Марина. Первая ходка. И сразу на Полярный Урал. Исключительно добрый человек. Однажды сняла мне приступ депрессии, терпеливо слушая целый рабочий день всю галиматью, которую я нес.
  2. Дима. Тоже в тайге впервые. Ну очень эрудирован. Я думаю, нет ни одного вопроса, в котором бы Дмитрий не разбирался досконально и о котором он не мог говорить часами. Правда, иногда оказывается, что его изложение в корне не соответствует действительности, но ведь это дела не меняет. Слушать его одно удовольствие. А в "поле" я его пока не видел.
  3. Командор Петр, наш водитель. В походах - с середины прошлого века. С трудом поддается классификации. Постоянно опровергает навешиваемые ярлыки. При превышении критической массы числа участников взрывоопасен. Рыбак не оголтелый, но удачливый. Как картежник, азартен, но нерасчетлив. Когда в себе, мудр. В этом походе он судовладелец. Единственный, кто видел, как выглядит катамаран. Утверждает, что понаслышке знает, как он собирается.
  4. Надежда, дочь Петра. Подобно всем 20-летним, активно занимается самоутверждением. В этом походе ей предстоит играть роль запала с часовым механизмом и непрозрачным циферблатом.
  5. Дальше начинается наш клан, поэтому за объективность не отвечаю.
  6. Мария. Во всем моя дочь, кроме сложения, трудолюбия, успехов и взглядов на жизнь. Это ее 8-я ходка за 11 лет жизни. В заполярье - 4-я. Неприхотлива в быту, всегда предпочитает пешие подъемы, особенно на плечах юниоров. Умеет манипулировать людьми. Везет с собой кучу учебников и красок. Дети очень оживляют поход, особенно если их замкнуть друг на друга.
  7. Екатерина. Ей 9 лет, поэтому детский билет ей берут, не подделывая свидетельство о рождении. 2-я ходка. Очаровательна. Сюрпризы от этого ее качества ожидаются в будущем. Восторженна. Особенно, когда раздается звон миски, сзывающий к трапезе. Доверчива. В прошлом году, когда я разломал лодку о камень в пороге и ее (Катю) смыло за борт потоком, она (Катя же) безропотно села на свое место в скрепленное наспех ивовыми прутьями суденышко.
  8. Шурин Павел. Особо ценный член команды. Ворчливый атлет. Незаменим на тропе волока. Яростно азартен в преферансе, гребле и рыбной ловле. В последнем удручающе удачлив. По числу выловленных щук мне удалось обловить его лишь однажды. 5 ходок за плечами. Снесет любую ношу, если вам удастся его нагрузить.
  9. Ольга. Как все Бездетновы, независима, решительна и носит на нежной душе прочный защитный панцирь. О который легко ушибиться. Неприхотлива в бивачной жизни, хотя любит для вида поныть. Тяготы и лишения переносит стойко. Когда поет, глаз не отвести.
  10. Наталья. 10-я ходка. Не такой я дурак, чтобы вслух расхваливать свою жену.
  11. Я. 12-я ходка. Без комментариев. Хвалить себя нескромно, а все прочее будет неправдой.

И, наконец, Дух Старика Гольдберга. Он витал в нашей компании с первой моей ходки. В виде цитат и воспоминаний Очевидцев. Мудрость Старика Гольдберга возводилась в абсолют. Он ходил с ребятами до меня, а потом укатил на историческую родину. Позже, ностальгируя по карельским речкам доисторической родины, приезжал в поход. В моем представлении Старик Гольдберг был седобородым исполином с зычным голосом. Реальный Мишка Гольдберг оказался невысоким и скромным. С отменным чувством юмора, прелестной женой Галей и двумя сыновьями. Со старшим отпрыском в этом году уходит в поход моя старшая дочь, что погрузило меня в глубокую задумчивость. Младший же, Иосиф, - это не поротый Г.Поттер, который вырос в либеральной атмосфере Израиля и служит живой иллюстрацией к одной из расхожих цитат Ст. Гольдберга: "Дети - сволочи!"

Старик Гольдберг уехал, а его дух остался и сопровождает нас в каждом походе.

Познакомились? Тогда поехали!

24 июля. Первый час на воде. Первая речка - Собь. Первый день без рыбы.

На станции Харп за 10 минут нашли машину. Водитель долго не мог уразуметь, за какой порог мы хотим заброситься. Подвёз к самой воде. Стапель затянулся… Раз за разом мы надували катамаран, потом сдували, доставали баллоны, снова заправляли. Часам к 11 ночи(по Москве) ввосьмером загрузились в кат, Пётр с Эверестом вещей и Надей в Скаут и отплыли. Минут через 30 нашли стоянку со столом и приткнулись на ночлег. Покидал бомбошку. Пусто. Отбились в 3 часа ночи. Встать решили попозже.

25 июля. Второй день без рыбы. Собь - Хараматлоу.

В 6 утра Павел Начал стучать топором. В 7.00 объявил подъем. У Павла не было часов, а биологические, видимо, дали сбой во время пересечения двух часовых поясов. Сначала я решил не вставать. Потом я решил не завтракать. Но кашку есть надо, поэтому полдевятого встал. Перевязали катамаран, увязали шмотки и отплыли в 11.30. Катамаран рыскал от берега к берегу, иногда совершал пируэт, но течение его несло. Оказалось, что почти немыслимо синхронизировать действия целых четырёх гребцов в присутствии четверых советчиков. Река Собь хороша. Перекаты, быстроток, галька. За день видели лемминга, зайца, уток, крачек, полярную сову. В 15.00 прошли левый приток Ханмей. К ужину закончили Собь и вошли в Хараматлоу. Она мощным потоком врывается в Собь с правого берега. За день прошли около 50 км. Хариус по прежнему не берет на бомбошку. Завтра идем вверх, а мы дежурим.

26 июля. Хараматлоу. Первый день вверх. Третий день без рыбы.

Мы дежурные. Начал готовить завтрак под дождем. Все, умытые, стояли возле костра и грустно смотрели на не желавший закипать кан. Вышли в полдень. По Харе подыматься тяжело. Сплошной перекат. Постоянно приходится переплывать с берега на берег из-за заросших берегов с глубинами под ними и упавших деревьев. Час блукали вокруг острова, с трудом нашли проход. Нет ветра, тепло. Заедают мошка и комары. Петр ведет Скаут, мы( я, Дима, Павел) - катамаран. Я его обозвал Вервольфом, так как на камнях он издает звук, напоминающий угрожающий вой. Кат ведет себя на подъеме очень прилично, мягко едет по камням, сам научил нас вести его корабликом. Детей и женщин приходится перевозить через многочисленные рукава, на которые Хара дробится в дельте. Техника проводки - 2 дрына в руках и ремень на поясе. Палки в руках позволяют сохранять равновесие на камнях в русле, а к ремню удобно цеплять чалку от катамарана или лодки. С утра прозрачная вода Хары стала мутной. Видимо, в горах тоже прошел дождь. В начале подъема Петр упустил весло, которое вынесло в Собь, а спустя некоторое время еще и лопасть. На Скауте осталось одно весло. За день прошли всего около 6 км. Это вдвое медленнее, чем по Сыне и Сарьюге. Но, похоже, что завтра река будет проще, перестанет ветвиться, и мы пойдем быстрее. На мокром песке видели следы парнокопытного, может быть, оленя. Встали на ночь на правом (по ходу)берегу после длинной и высокой глинистой осыпи на другом береге. Сдал дежурство Диме с Мариной и бросил пару раз бомбошку. Голяк. Завтра увидим порог Гагарина.

27 июня. Хараматлоу. Первые хариусы.

Ночью была духота. Утром - пекло. Ничего себе - Заполярье! Сегодня дебют дежурства Димы и Марины. Справились отлично. Надо будет за вечерним наливом объявить им благодарность. Со стоянки ушли в 10.20. Пошли резво, километра 3 в час. Река перестала ветвиться. Через 3 часа подошли к порогу Гагарина. Петр поймал первых двух хариусов на вращалки. Хариус сибирский, с высоким пером. Затем я двух. Хариусы грамм по 600-700, прыгают за мушкой на бомбошке, сходят с блесенок. До ужина обнесли две ступени порога и преодолевали его шиверы и перекаты. Булыжник в русле пошел крупный. Перед ужином покидал спиннинг. Три схода. Хариус предпочитает глубину и затишок, стоит на границе струи. Сейчас идет дождь, дежурные сражаются за ужин. И вот уже зовут. У меня готовы 2 тоста.

28 июля. Хараматлоу. Ручей Макар-Рузь. Предвкушение дневки.

Дежурит Петр. Поднял всех в 6.20. Переходим на местное расписание солнца. Вышли в 9.20. За ночь вода поднялась где-то на полметра, но не замутилась. Весь день - сильный ветер, который разогнал всех кровопийц. Поднимались до 15.00. Идти тяжело: мощные перекаты, вместо гальки под ногами - острые камни, возле скал - острая "щебенка". По дороге упустили "Вервольфа". Гнались за ним с километр. Он, умница, сам обмотался чалкой за камень у берега. Дошли до ручья Макар-Рузь. Рузь оказался довольно мощной рекой. Хара перед слиянием сильно ветвится. Хариус не берет, только у Петра был один сход по дороге. После обеда ветер усилился. Попытка поставить палатку закончилась разрывом тента. Пришлось ставиться в ложбинке, где затишок и мошка. Возле стоянки видели семью куропаток, крупных птиц, похожих на бурых кур с серыми неуклюжими детенышами. Походил по Макару, побросал блесенку и бомбошку. Голяк. Становится холодновато. С утра я желал холодного ветра для разгона вампиров. Сбывается… Завтра дневка.

29 июля. Хараматлоу. Дневка.

Сегодня дневка. Под тентом поселился лемминг. Грызет крошки, шуршит пакетами. День посвящен рыбалке. Я встал раньше всех и ушел вниз по Харе километра на три. Имел один сход. Потом поднялся по Макару. Имел еще пару. Встретил Петра с двумя хвостами. Он поведал, что вспугнул северного оленя. Возле скал летала пара орлов. Вернулся в палатку и узнал, что Павел поймал 8 штук, один гигант - 42,5 см. Решил, что не мой день. После обеда с Петром и Павлом поплыли на другой берег, где напротив лагеря коллег (2 катамарана) я поймал десяток. Пашка не отстал, а Петя угробил вторую катушку и грустно глядел на наши забавы. Маша с Димой наладили коптильню, и за ужином помимо жареного отведали копченого хариуса. 11 хвостов засолили. Вечером - шарады. К ночи ветер утих, похолодало. Комар на крыло не поднялся. Завтра - снова вверх. Мы дежурим.

Рецепт соленого хариуса: Средних по размеру, только что выловленных хариусов выпотрошить (удалить внутренности и жабры) но не чистить и не мыть. Крупной солью натирают изнутри, не пропуская голову и позвоночник; снаружи соль втирают в чешую. Плотно укладывают на дно кана, ведерка. Каждый слой пересыпают солью. По внутреннему диаметру емкости вырезается дощечка, и сверзу устанавливается гнет (булыжник). Через 3 дня рекомендуется к употреблению. Перед употреблением советую очистить чешую и порезать на порции.

30 июля. Хараматлоу. Снова вверх.

С утра пошел дождь. К обеду все вымокли и встали просушиться-обогреться. Дождь сменился холодным ветром. На подъеме Маша выпросила спиннинг и поймала 2-х хариусов. Умница! Другие тоже не зевали. Итог - 10 хвостов. Три - оковалки (37, 37, и 40см).После обеда я тоже отправился удить. Шлепнулся, ушиб ногу, еле доковылял. Отрыбачил. Вниз прошла группа Тайменей (6 лодок), одни мужики. За 4 часа прошли 5 км. Река - сплошной перекат. Вечером сделали надью.

31 июля. Хараматлоу. Степан-Рузь, порог Титова.

Вышли довольно резво, в 9.15. Я из-за ушиба еле хромаю за катом, держась за корму. В час встали на обед. На проходе Петр взял 5 хвостов, Павел на обеде - двух. В 17.00 прошли Степан-Рузь и в километре за ним - порог Титова. Поднялись по мощной струе, не разгружаясь. Пошел дождь. Выше Титова встали на стоянку. В километре вверх - стрелка Большой и Малой Хараматлоу. Рядом лысые горы с цепью редких лиственниц по гребням.

Перед ужином пошли со спиннингами вниз. Павел взял одного, Петр - троих. У меня пусто. Вдобавок, переправляясь через Степрузь, мы с Павлом черпанулись: после дождя очень мощный поток. У Димы с Мариной кончаются сигареты. Через 3 дня Катя уходит на Кереть. Какое славное письмо она нам написала в поезд!

Отступление. Марина, глядя, как мы ломаемся на перекатах, сказала: "Как трудно быть мужчиной!" Я через часа 2 заметил ей, что трудности больше психологические: приходится всю жизнь доказывать себе, что ты не слабак, не трус и не дурак. И заключил - за этим мы и ходим в поход.

Очередной день. Хараматлоу - Малая Хараматлоу.

Сегодня дошли до стрелки Двух Хар. Вышли в 9.20. Холодно. То дождь, то солнце. Стали подниматься по Малой Харе.

В 3 встали на обед на левом берегу рядом с буржуйкой и железной дверью. Первый километр - кошмар: мощные сливы, огромные валуны, шиверы. Затем - мелкая галька, похоже на верхнее течение Сыни. В 7 вечера возле двух сливов, когда мы раздумывали, по какому идти, из чужого лагеря выскочило чадо и помогло заволочить кат по правому с такой энергией, что нам с Димой пришлось бежать за кормой. На обед Петр приготовил великолепную уху. Сегодня ели первых соленых хариусов. Встали полвосьмого. Прошли за день километров шесть. Со стоянки я поймал трех хариусов, один оковалок 40 см. На подъеме - еще одного. Темно. Фонарик сдох ( не покупайте батарейки на рынке!). Вошли в долину между двух хребтов. Красиво и дико.

Кажется, 2 августа. Малая Хара. Конец подъема.

Сегодня дошли до Оник-Шора, точки начала волока. Нога почти зажила. Двигались довольно резво. Галечные перекаты, короткие плесы. Павел тянет чалку, как ломовая лощадь. Шли 3 часа до обеда и 1 час после. Кругом горы. Ветер постоянно дует в морду. Все время накрапывает дождь. Кровососов нет давно. Рыбу сегодня не ловили, жарили мой вчерашний улов. Поставили базовый лагерь метрах в 300 ниже Оника, разгрузились, вытащили лодки. Завтра - отдых, сборы рюкзаков и разведка тропы. Кроме того, мы дежурим. Старт назначен на послезавтра. Под ногами шныряют лемминги. Больше подъемов не будет!

3 августа. Малая Хара. Дневка перед волоком.

Сегодня Катя уходит на Кереть. Выпили за ее удачу. Мы днюем и готовимся к завтрашнему волоку. Настроение, как перед боем. После завтрака пошли рыбачить. Я поймал дюжину, Петр - чуть больше. Но героем дня стала Маша. Она выволокла зверя в 43 см. Павлов рекорд побит, и у нас новый чемпион. Маша счастлива. Конкуренты, к ее веселью, повели себя неспортивно. Стали говорить, что длина - критерий не объективный, надо взвешивать и прочую лабуду. Маша восприняла ситуацию с юмором. Умница!

Пайер смотрит из-за верховья М.Хары. Туда мы завтра двинем. Погода сегодня приличная. Дождя почти нет, ветер несильный. Комаров и мошки практически нет. А холодно здесь, мне кажется, всегда. Обед рыбный: уха, жареный хариус, чай(без рыбы). После обеда собрали кат и скаут в рюкзаки. Ужин - рис с тушенкой, спирт, хариус соленый, печеный, сухари, халва, конфеты, чай, семечки. Пишу в темноте, на ощупь. Батарейки в фонарике сдохли окончательно.

4 августа. М.Хара - Бурхойла. 1-й день волока.

Только что вернулись с волока. Вчетвером оттащили лодки и часть продуктов. 18 км одолели за 5 часов в режиме: 45 мин идем, 15 мин курим. Груз - по 25-30 кг. Обратно налегке добежали, вернее, доковыляли за 3 часа 20 мин. Ноги у всех стерты и набиты. Тропа - хорошо наезженная вездеходная колея. Кругом тундра, и все напоминает проселочную дорогу среди подмосковных полей. Справа - красавец хребет Пайер со снежными вершинами. Километра за 2 до Бурхойлы по левую сторону тропы видно озеро Хойлаты. По дороге видели следы парнокопытных, волка( или крупной собаки). Над головой летали совы, вспугнули стаю куропаток, под ногами шмыгали лемминги. Возвращаясь, встретили 4-х мужчин из Ярославля, пришедших на кате. Сейчас дамы пекут оладьи. Завтра завершаем волок. А Бурхойла показалась вполне судоходной.

5 августа. М.Хара - Бурхойла. 2-й день волока.

Сегодня завершили волок. Над Пайером шел дождь. Над нами светило солнце. Все герои.

Растянулись по тропе. Каждый шел в темпе, согласно силам и весу рюкзака. А вес сегодня был поболе вчерашнего. Мы вшестером шли всем кланом в арьергарде. Шли часов 8, делая привалы каждые 30, 20, 15 минут… Бедные ноги! Дети молодцы, даже не пикнули. Снова куропатки, совы. Когда дошли, ребята уже сготовили ужин на карликовой березе. Группа ярославцев продолжает волок. Стоим в тундре. Вмазали за наше великое дело. Точка возврата пройдена. Завтра стапель, сплав, дневка.

6 августа. Бурхойла. Вниз.

Спускаемся по Бурхойле. Сделали стапель, отплыли. Вода, судя по всему, высокая, но, все равно, мелко. 1-2 км проводились. Дамы шли по тундре в ивняке и кочках. Потом посадили экипажи на броню и плыли вместе. Река течет вдоль Пайера. Красиво. В одном месте обносились. Начались лабиринты из камней с промежутками плесов. По левому берегу на склонах холмов появились лиственницы. В 8 вечера встали на ночлег. Завтра мы дежурим и надеемся достичь Пятиречья.

7 августа. Бурхойла. Вниз.

Сегодня шли по Бурхойле. Утром видели оленей, переплывающих реку. Паслись неподалеку от стоянки. Весь день преодолевали "сады камней". В 7 вечера встали. От места стапеля прошли 10 км по прямой. Я поймал "крокодила 42 см. Петр натаскал полтора десятка.

8 августа. Бурхойла. Повторение пройденного.

За день прошли от силы 5 км. Дамы шли по тундре. Петр пер Скаута. Павел и я дергали катамаран. Временами встречались глубокие плесы, местами - бурные перекаты с мощной струей. Но постоянно появлялись "сады камней" - частоколы валунов, между которыми журчали тысячи ручейков. Временами проходов не было. Павел создавал их своими руками. Приемы проводки - "Дёрг" и "Ящерица". К вечеру повыдергали продолины из ката. Поломал "тюльпан" на хлысте (одном из пяти). Достал китайский "суперлайт". На обеде поймал 5 оковалков~40 см. Пропадает азарт. После обеда мы с Павлом застряли в очередном "саду камней". В сумерках ( белые ночи закончились) перетащили всеми силами вещи до лагеря ~ 800м, а пустой кат с Павлом перегнали по воде. До этого вытащили его, впряглись в дрын и поперли прямо по тундре. Но быстро выдохлись и вернули его в родную стихию. Все вымотались и вымокли под дождем. Встали на дневку, так и не дойдя до Пятиречья. По берегам появляется лес. Пайер по прежнему высится напротив, но как бы сбоку. Не обсушившись, схватил спиннинг и со стоянки вытащил 6 оковалков (один 43 см) и отпустил их. Рыба уже не нужна. Ужинали жареными хариусами и такими же грибами. Под ногами полно голубики.

10 августа. Бурхойла. Дневка.Пятиречье.ЧП.

Вчера была дневка. До обеда - хариусное сафари. После обеда перевязали кат, забили на место продолины. Снарядил бомбошку с двумя мушками выше по леске. За час натаскал полтора десятка хвостов. Вечером дети срежиссировали представление. Петр был трехногим столом, Павел - телевизором, а я - собакой. Полный успех. Потом - шарады.

Сегодня за пару часов дошли до Пятиречья. Потеряли Диму с Мариной. Они, очевидно, обогнали нас на обеде. Сбегали с Петром до Лагорты-Ю. Вернувшись, полезли на гору, где видели их последний раз. Если к ночи не вернутся, завтра с утра рванем с Петром вниз по реке. Пешком или на Скауте.

11 августа. Вниз по Танью.

Ребята пришли вчера пол девятого, прямо к ужину. Общая радость и облегчение. Сегодня вышли около 10 и плыли до обеда (около 13) по Танью. Одно удовольствие - перекаты, галечник, сильная струя. На обеде я на крупный тандем-вращалку вытащил хариуса длинной 48,5 см! А Петр следом за мной ТАЙМЕНЯ!!! Длина 60 см. Через час после отплытия с обеда на реке исчезла галька, остался один песок. Течение замедлилось, берега - травянисто-глинистые. Горная Танью кончилась. Встали на ночь в 17.30 на высоком песчаном холме.. На берегу валяются головы гигантских щук. Я походил со шторлингом и вытащил одну на килограмм. Счет щукам открыт. Еды осталось дня на 3-5. Осталось 4 пачки сигарет. Одну отдам Марине с Димой, они без курева с волока. Буду тянуть пачку на 2 дня. На берегу Петр видел лису. В холме много их нор. На воде очень много уток.

12 августа. Танью. Окуни-гиганты. Щучья бойня.

Река становится похожей на Нерль: по берегам густой лес, песчаные отмели, течение ровное, несильное. Ширина - метров 100. В лесу видели первую чернику. К обеду появилась первая каменистая отмель по левому берегу, и с нее началось то, что сделает этот день легендарным. Дождь пошел часов с 11 утра, и когда встали на обед, я пошел покидать свой тандем вдоль каменистой косы. И тут началось. За пол часа я вытащил 6 щук. Тут прозвонили на обед, и я сделал маленький фурор, явившись со связкой. До этого Дима и Петр поймали на дорожку 6 окуней размером со сковороду. Все загорелись, и с воды мы их (щук) стали таскать, как из садка. Вода прозрачная, и атаку и борьбу можно было видеть, как в театре. Зрители громко комментировали зрелище, в воздухе свистели спиннинги и блесны. Дима, весь в крови, наносил тесаком "удар милосердия" и паковал улов. В этой яме я поймал 14-ю за день, а 15-я, сделав красивую свечку, благополучно сошла. Часа через 2 Петр обнаружил еще одно Эльдорадо, где взял десяток, Маша с Димой по одной и мы с Павлом по две. Итог - у нас 3 мешка рыбы и мораторий на ловлю. Дождь шел, не прекращался, все устали, промокли, продрогли. Долго искали стоянку. Съели по куску жареной щуки, выпили спирта, чаю, испекли в фольге окуней и легли спать. Завтра надеемся дойти до озера Варчато.

Рецепт печеных окуней: крупных окуней потрошат, но не чистят. Натирают солью изнутри. Можно положить перец, лавровый лист и пр. Оборачивают в фольгу. Угли прогоревшего костра разравнивают и укладывают обернутых окуней( или щук, хариусов) в один слой. Сверху накладывают мелкие сухие ветки лиственницы, ольхи, ивы и разжигают их. Прогорая, они равномерно обсыпают рыбу угольками и золой. Поддерживают огонь минут 15-20. Рыба готова. Можно употребить сразу или возить с собой в виде консервов.

13 августа. Танью. Вниз. Мораторий.

Итог вчерашнего дня (уточненный): 34 щуки. Я - 16, Петр - 10, Павел - 6, Дима - 1, Маша - 1. Весь день гребли по Танью, которая местами расширилась до 300 м. Течение почти пропало. Вода достаточно прозрачна, чтобы видеть проплывающих щук и окуней. Много водорослей. Остановились на обед напротив избы на левом берегу. Варили двойную уху и ели печеных окуней. Объедение и обжорство. Затем - опять гребля. Вслух по очереди читали Даррелла. Мораторий на рыбалку сохраняется: десяток щук остаются не съеденными. До озера не дошли. Встали на правом берегу, в траве.

14 августа. Танью. Варчато под парусом. Варчатовис.

Вчера закончились плановые дежурства. Сегодня дежурит Петр. С утра устроили смотр припасов. Результат утешителен: на 4 с половиной дня еды хватит. Правда, без конфет, без излишеств, с лимитированным сахаром и пр.

Терпимо, но сигарет у меня осталось 26 штук. За час дошли до озера Варчато. Ветер был попутный, а после завтрака я сконструировал парусную конструкцию на двух мачтах с управляющими шкотами, позволяющими поворачивать парус в горизонтальной плоскости. Вошли в озеро и через 1.5 часа на левом берегу встали на обед.

После обеда за час доплыли до маленького каменистого островка, а еще через полтора часа доплыли до Варчатовиса и вошли в него. Справа увидели кордон. Егеря зовут Андрей. Петр пообщался с ним. Говорит, что приятнейший и интереснейший человек. Приглашал нас переночевать. Я отказался. Темнело. Хотелось побыстрее встать, разбить лагерь и залезть в палатку. Сглупил, как оказалось. Петр задержался для общения, а мы проплыли пол часа и встали на ночлег за первым перекатом. Петр вернулся обиженный на меня и, кажется, с гостинцами. Скоро ужин.

15 августа. Варчатовис. Войкар.

Сегодня прошли Варчатовис и вышли в Войкар часа за два. По дороге ловили окуней на дорожку. Вчера Андрей подарил нам свежий хлеб, масло, чеснок! Спасибо тебе, добрый егерь! На обеде, в Войкаре покидал блесну. Жадно хватают окуни и больше ничего! Где же хариусы и таймени? На обеде же подплыли два туриста на желтой "щуке", которых наши остряки почему-то окрестили "ихтиандрами". Они идут по Лемве и Кокпейле из Европы. Тоже кончаются припасы. Войкар покрыт галечными откосами, ширина метров 100, плесы, перекаты. Течение заметное. Встали на ночлег. Как обычно, махали веслами часов 6. Объелись голубикой. Какая-то жадность до ягод появилась, наверное, нехватка витаминов. Петр пожарил вкуснейшие филейчики из окуней, вырезать которые его научил егерь Андрей.

16 августа. Войкар. Вниз.

Весь день дождь, весь день - вниз по Войкару. За день сделали 7,5 ходовых часов. На обеде поймал маленького хариуса на бомбошку и, естественно, отпустил. После обеда (мокрого) течение ослабело, перекаты стали реже, река разбилась на множество рукавов. Мы держимся левой стороны. Поймал на "лиру" 18-ю щуку. Дождь припустил прямо тропический, но холодный, черт! Выкинулись на ночлег на ивовой травянистой площадке, под ливнем ставили палатки. Потом дождь стих, и мы сушились у альтернативного костра. Ольга обожгла руку, жаря рыбу. Все уже фантазируют на тему "Что я сделаю в Москве или в людях". Завтрашний день может оказаться последним. Осталось 8 сигарет. Мы дежурим.

17 августа. Приключения продолжаются!

Дежурство началось тоже под звук дождя по тенту палатки. Ждал-ждал, но затиши не дождался Вылез, встал под групповой тент и закурил одну из последних 6-ти сигарет. Мокрый ивняк, мокрая трава, с неба льет. Как всегда, осенило. Развел костер под краешком тента, благо, он висел высоко.

Петр верно оценил наши координаты, и через час мы подплывали к Югангорту или Вершине Войкара. Но! До этого я участвовал в поимке "крокодила". Жаль, что не сам поймал, но хоть подержал на леске. Дима вел дорожку и закричал: "Есть!" Спиннинг в дугу, фрикцион катушки трещит, леска ни с места. Зацеп? Нет, - говорит - дергает. Он подтянул "это" к лодке и уступил спиннинг мне. Рывки мощные, но плавные. Леска с треском фрикциона идет под катамаран. Хорошо, я с утра, оборвав блесну на зацепе, поменял леску на 0,5. Леска подматывалась и сдавалась, а в глубине все еще никого не было видно. Но вот в темной воде мелькнуло что-то большое и белое. А затем щука поднялась к поверхности. Восемь человек одновременно сказали "Ого!" на разные лады. Подвел ее к баллону, предварительно утомив. "Шторлинг" виднелся с краю пасти и, вроде, сидел прочно. Что с ней делать дальше, было неясно. Взять рукой за загривок не позволяла ширина этого загривка. Перекинуть на леске через баллон катамарана - бред. Коллективно приняли решение буксировать к берегу. Раньше, еще в воде, я нанес ей ножом удар в голову, но на активность рыбы он не повлиял. На берегу без особых хлопот рыбку вынули на травку и усыпили ножами. Быстрый обмер рулеткой - 1м 4 см. Вес, на мой взгляд, ~ 10 кг. По толщине она выигрывала сравнение с моим бедром. Правда, я несколько исхудал... Вот таков Димкин Трофей! А нам всем - еда. Но я отвлекся. В Югангорте нашлось двое хантов, желающих перевезти нас через Войкарский Сор в Усть-Войкар. Они предложили заплатить по 400 руб с человека, мы посоветовали им довольствоваться 200-ми. Они согласились, и мы поплыли. Это было впечатляющее зрелище. Впереди, в моторке, восседали камуфлированный хант, Павел в своем плаще "Люмми" и дети в штормовках. На двух поводках за ней по воде несся катамаран с остальными, а в кильватере за катом прыгал на волнах Скаут с Петром, распростершимся на корме. Петя на ходу вынул заначку сладостей и стал лопать. А потом взял спиннинг и им зашвырнул пакетик с карамелью к нам в кат. По дороге обогнали наших знакомцев на "Щуке". Часа через 1,5-2 катание кончилось в Усть-Войкаре. Здесь уже не 20, а 40 домов и магазин, не закрытый на лето. "Прима", хлеб, конфеты, печенье. Краткий торг с пьяными аборигенами о доставке в Шурышкар (цена от 600 до 450 руб/чел) привел нас к мысли плыть самим. И в 16 часов мы отплыли по Малой Горной Оби. Течение заметное, а вот берега… Мы попали в высокую воду, и берегов не было. Была осока, торчащая из воды, были деревья, стоящие в воде. Не было земли, тверди. Темнело. Мы метались от одного берега к другому, но впустую. Надежда на ночлег таяла, а перспектива ночевать на воде становилась реальной. Доплыли до белого сооружения, думая, что это дом. Оказалось - корабль, груженый ящиками с рыбой. Разбуженные хозяева поведали, что на другом берегу есть избушка. Мы поплыли уже в темноте, и Наташа скорее угадала, чем увидела крышу домика. О, чудо! Земля! Твердая! В этот миг я понял радость Ноя. Быстрый ужин и отбой. Щука - завтра.

18 августа. Последний бросок на север.

Позавтракав на счастливо найденном острове, мы запечатлелись со вчерашней щукой, разделали ее и пожарили. А потом стали махать веслами. Погода приятная - тепло, солнце. К двум часам ( вышли пол двенадцатого), отмахав километров 12-15, дошли до селения на левом берегу и встали за ним на обед: жареная щука до отвала( оказалась восхитительна на вкус), хлеб, соленые грибы и чай. За час управились, прыгнули в свои ландо, и пошли дальше. Вскоре показалась вышка-ретранслятор Шурышкара, потом дома. Благодаря необычайно высокой воде места, обозначенные на карте сушей, оказались вполне судоходны, и мы срезали путь до пристани, пройдя сквозь траву. Узнали расписание "Метеора" и встали метрах в 500 за пристанью, рядом с березняком. Решили не спать ("Метеор" приходит в 5.15), поставили одну палатку для детей, а дальше, как всегда: ужин, разборка судов, паковка рюкзаков на фоне красивого заката на Оби. Костер и разговоры всю ночь.

19 августа. Путешествие закончилось.

В 3.00 волокнулись на пристань. Час померзли на дебаркадере в компании местной собаки. Пришел "Метеор", загрузились, поехали. Впереди Салехард, Лабытнанги, Москва. На "Метеоре" встретили четверых ярославцев, с которыми параллельно волокались на Бурхойлу. Приключения завершены.

Возвращение.

Не выспавшиеся, вылезли в Салехарде. Оказалось, что паром на Лабытнанги ходит с другого конца города. Долго искали транспорт. И тут водитель легковушки "Опеля" предложил нас подвезти. Я долго не хотел верить, что наше барахло поместится в его машину, но, хотя и в два рейса, он нас перевез. Обь в месте переправы не впечатляет, мы видели пространства и пошире. Паром (их четыре) - это ржавая баржа, на которую заезжают машины плюс буксир. По совету водителя "Опеля" мы перед переправой загрузились на согласившееся авто (мебельный фургон, не порожний) и через минут 30 были на ж/д вокзале Лабытнанги. Купили билеты, еду и часов 8 зябли и дремали в зале ожидания. Оля, Катя, Наташа и Петр сходили в баню. Вместе с нами ожидали поезда еще 3 группы. Одни - какие-то иностранцы, проплывшие кусок Соби. Вторые - те самые ярославцы, с которыми мы одновременно делали волок. А третьи - совсем крутые экстремалы из Нижнего Новгорода. Их трое. Они пешком из Европы добежали до Лагорты, спустились до Войкара, поднялись по Варчатовису до егеря Андрея, подневали у него, потом скатились до Вершины Войкара, а оттуда на моторке уехали в Мужи. Их рассказы впечатляли. Они, бывало, по 36 часов шли без горячего, дрова несли с собой. Они ходят здесь часто, разными маршрутами. Рядом с их маршрутом наши подвиги несколько потускнели.

В 21.00 пришел поезд из Москвы, мы загрузились в свой вагон, перекусили наспех, и, наконец, заснули. В 7.30 утра вагон тронулся в сторону Москвы.