Пляжи Восточной Карелии

Пляжи Восточной Карелии.

Отлив лениво ткет по дну

Узоры пенных кружев.

Мы пригласили тишину

На наш прощальный ужин.

/А. Вертинский/

В этом году мы захотели отведать Белого моря. Для этого прикупили катамаран «Валдай 4». Путешествие начнется в Кеми. Оттуда поднимемся на север вдоль восточного берега Карелии в район Куземы, после чего вернемся в Кемь. Поможет нам в этом 2,5 л с мотор «Меркурий» и сплоченность команды. Нас пятеро и Ральф. Объединяют многолетняя схоженность и родственные отношения. Адекватная экипировка и комфортное общение, на мой взгляд, залог успеха путешествия.

24.07. Необитаемый остров.

Сутки в поезде из Москвы пролетели быстро, в обжорстве и дрёме. На вокзале в Кеми созвонились с Владимиром, который довез наш скарб из пары десятков рюкзаков до арендованного домика. Он же заправил наши канистры пятьюдесятью литрами бензина, привез 30 литров родниковой воды, а наутро доставил до стапеля на причал в Рабочеостровске. Домик для ночлега оказался роскошным: чистым, уютным и просторным. Три спальни, два туалета, огромная гостиная и три этажа. Но пришлось его покинуть и отправляться в путь. Стапель провели неспешно и основательно, палубу укрепили тремя досками. В прилив отчалили и через часа полтора увидели соблазнительное место для стоянки, где и встали на ночлег. Каменные плиты вдоль воды, моховые поляны для палаток и березовый лесок. Под ногами морошка и черника, в воде плавают утки и чайки. В море видна гряда островов. Да и мы, как оказалось, встали на острове. Красивый закат украсил наш ужин. Тепло, и нет кусачих насекомых. Курорт!

25.07. Материк.

Приливы-отливы продолжают удивлять. Вечером катамаран болтался у берега, а утром он стоит на высокой скале. Солнечное утро, неспешные сборы. Спор о том, настаивать ли на золотом корне, которого здесь заросли. В полутора километрах обнаружили шикарную стоянку с живописными скалами и песчаным пляжем, но надо двигаться на север. Пошли по длинному узкому заливу. На выходе по правому борту на берегу заметили десяток белых сооружений, напоминающих юрты. Из пролива вырвались на морской простор. Островов заметно поубавилось. Слева тянется скучный материковый берег, поросший лесом. Для стоянки выбрали моховую поляну, которую отделяет от моря поле каменных плит с каналами и лагунами, наполняемыми приливом. В лесу грибов мало, зато полно черники и морошки. Пока не рыбачили, море здесь мелкое. Идем на запасе пресной воды, взятой в Кеми, других возможностей запастись водой не видно.

26.07. Пресная вода.

В этом году я небрежно подготовил навигацию. Скачал готовую генштабовскую двухкилометровку с привязкой на Гармин. Сам не стал заморачиваться с привязкой в ози экплорере. В результате искажение локации составило километра полтора. И вчера я дал маху с определением местоположения. Вместо материка мы оказались на восточном берегу Комострова. Чтобы это понять, пришлось включать телефон и Яндекс-карты, интернет еще ловится. А сегодня надо было пополнить запасы пресной воды, у нас ее уходит 15 литров в день. За Кегостровом, напротив двух круглых островков карта обещала ручей и не обманула. Цветом вода из ручья не отличалась от чайной заварки, зато была пресной. Но мы понадеялись, что в реке Летней хрустально-прозрачные струи окажутся более предпочтительными. В устье реки расположен поселок, приветливые жители которого показали нам путь к колодцу. И мы приняли на борт двухдневный запас воды. На выходе в море нас покачало волнами, мы ушли в тихий пролив и успели встать на коренном берегу до отлива.

27.07. Камень-Парус остров.

С утра сильный ветер. Отлив запер нас грядами камней. Стартовать решили после обеда. Сплавали на скалистый островок побросать спиннинги, но уловом была только тина морская. Прилив и штиль избавили нас от необходимости пробиваться сквозь камни вдоль берега. Пошли в открытое море, обогнули несколько островов и каменных гряд. Долго искали стоянку на материковом берегу, но безуспешно. Удача улыбнулась на острове Парус-Камень. Несколько приличных стоянок, самая симпатичная оказалась на северном мысу. Омрачило радость обретенного ночлега обилие мошки и комаров. Я уж было поверил, что в этом году их в Карелии не встречу. Прогноз погоды обещает дожди. На ночь установили ловушки для дождевой воды. Может быть, повезет с непогодой. Красивое закатное небо. Расстояние от старта – 27 км, до Куземы – 23.

28.07. Нерпа, навага, ерши.

Gгода опять балует теплом, солнцем и штилем. Решили рыбачить на проходе, и это дало результат: три наваги и пяток ершей соблазнились нашей силиконовой приманкой. Прошли Малый медвежий остров. Пообедали на Хедострове. Морские купания восхитительны, когда никто не кусает, жарит солнце, а купальня – гладкий гранитный бассейн. Полюбоваться на нас приплыла нерпа, и мы поставили очередную галочку в список ожидаемых впечатлений от Белого моря. Из несостоявшегося осталась варка мидий и морской капусты. Встали на безымянном островке вблизи Пежострова. Актуальная задача – запастись пресной водой. Поставили на ночь ловушки на дождевую воду. Прогноз обещает три дождливых дня. Вот бы.

29.07. Шторм.

Ночью поднялся ветер, а утром добавился дождь. В результате получилась вынужденная дневка. Ловушки дождя сработали, и небо подарило нам ведро чистой пресной воды. Сплавали через пролив на материк, собрали чернику, голубику и морошку. Грибов нет, с десяток сыроежек. На море шторм, ветер не стихает.

30.07. Второй день дневки.

К утру ветер поутих. Волны по-прежнему высокие. Ночной дождик принес нам 40 литров пресной воды. А всего-то и надо, полиэтиленовая пленка 2х4 метра плюс хороший дождик. Перед обедом порыбачили с катамарана в проливах у нашего острова, но безуспешно. А после выглянуло солнце, над морем нарисовалось синее небо, и пейзаж стал открыточным, как я люблю. Наташа собрала мидий и морской капусты. Ламинарию порезали лапшой, трижды отварили в дождевой воде по 10 минут. Добавили сок лимона, соль и оливковое масло. Получился беломорский салат. По бурному морю прошла пара каяков. Сначала на север, потом на юг. Завтра, если погода разрешит, пойдем через губу Поньгома и губу Воньга в устье Ундуксы за водой. Или в устье Воньги. Карта обещает там меньше камней.

31.07. Погода налаживается!

Покинули уютную, но поднадоевшую стоянку и пошли дальше. Ветер все еще свеж, и с моря катят нехилые пологие волны. Прошли по губе Поньгома пару часов в поисках стоянки. Коренной берег забраковали. Ягод полно, но романтики мало. Наконец нашли небольшой островок со скалами, полянками и ягодником. Безуспешно порыбачили до ужина. А вечером оценили отварную ламинарию, как приправу к макаронам по-флотски. Мелкий дождик сопровождался радугой в полнеба, после чего установился штиль и ушли облака. До устья Ундуксы – шесть с половиной километров, а вода заканчивается.

1.08. Остров Сугребный.

Тихое пасмурное утро, что может быть приятней! Солнце не раскаляет палатку и можно блаженствовать в дреме до самого завтрака. Собирались дойти до Ундуксы, но двигались быстро, поэтому оказались к вечеру возле острова Сугребного. Наполнив в Ундуксе емкости, решили пообедать. Тут и ливень подоспел. Тент оказался востребован, с него еще ведро воды собрали. Поразило обилие черники. Ветви усыпаны крупной и сладкой ягодой. После обеда захотели дойти до Моисеева острова. Но он, как и соседний Хенной, показались малопривлекательными для стоянки. Море мелкое и каменистое, стали пробиваться по проливам. Вспугнули пару крупных птиц, которых некоторые из нас приняли за гусей, другие – за журавлей. Как по мне, так это были лебеди, хотя что им делать в море? Здешний абориген тоже обозначился. Метрах в двадцати вынырнула нерпа и уставилась на нас. Мы подбадривали ее криками и аплодисментами. Оценив свой успех, она выпрыгнула из воды, сделала кувырок и отправилась по своим тюленьим делам. Тем временем дело шло к ужину, и мы довольствовались небольшим островком с гранитной гаванью и травяными лужайками среди берез. Вчера закончился коньяк, и сегодня к ужину был джин – спирт, настоянный на ягодах можжевельника. Это наша крайняя точка. Теперь будем неспешно возвращаться в Кемь.

2.08. Повернули назад.

За завтраком коллективно высказались за дневку, всё к ней располагало. Но тут явился Филипп с прогнозом погоды: усиление ветра, порывы и прочие неприятности. Ветер задувал хорошо. Решили прорываться в проливы за мысом, чтобы шторм не запер нас на острове. Собираясь, обнаружили утенка-крохаля под тентом палатки. Чтобы уйти за мыс, надо было выйти в открытое море и обогнуть три каменистых косы. Кидало на волнах прилично. Две косы обошли, а перед третьей воткнулись в коренной берег. Лучше не рисковать и не состязаться с морем в крутости. Место оказалось уютным и щедрым, набрали подосиновиков. А сейчас ветер, кажется, стихает. Может быть, к ночи двинем дальше. Завтра расскажу.

3.08. Ветреный остров, дневка.

Вчера, после поспешного ужина, собрались и отплыли. Пока огибали Хеностров и остров Моисеев, нас покачало на волнах. А когда завернули за мыс, ветер стих, стемнело, и мы помчались по глади. Два островка забраковали и нашли приют на большом острове с живописными скалами. В потемках поставили лагерь, выпили чаю, построили ловушку для дождя, который не преминул начаться. Утро встретило сильным ветром, солнцем и прибоем. Начинается штормовая праздность.

4.08. Праздность – норма жизни!

Свежий ветер и барашки – убедительные аргументы для продления дневки. Пресную воду пополнили за счет дождя и луж в скальных ложбинах. Обобрали на острове все грибы. Отснял по пятому разу уже поднадоевшие пейзажи. Надо бы сниматься отсюда. Если погода позволит, уйдем к Колострову или за мыс.

5.08. Ледостров.

Наконец-то снялись и с обедом дошли до Ледострова. Очень жарко, под тридцать. Довольно сильный встречный ветер. После ужина Наташа травмировала руку.

6.08. Дневка на Ледострове.

Прогноз обещает два дня «нелетной» погоды. Поэтому осваиваем остров. Обошли его за пару часов по периметру, набрали грибов. Отварили Ламинарию. Съездили за водой из луж на соседние острова. Часто купаемся. Перед ужином пришел грозовой фронт, гром и молния, ливень. Ловушка дождя дала несколько ведер воды.

7.08. Ледостров, второй день дневки.

Благодаря вчерашнему дождю пресная вода в избытке. Сегодня сильный ветер, солнечно с облачками. Привязали катамаран к длинной чалке и отправились на рыбалку. Натаскали ершей и сварили уху. К вечеру ветер стих. Значит завтра снимаемся. И праздность бывает утомительной.

8.08. Чернецкий пролив.

За время стоянки палатки успели затянуться паутиной, как потайные комнаты волшебных замков. Отплыли с приливом. Вскоре на воде нас накрыл дождевой заряд. Пришлось пристать к берегу, переждать ливень с грозой и градом. Заодно и пообедали. Весь день над морем ходят черные дождевые тучи, между которыми голубеет небо и светит солнце. Дошли до острова Чернецкого. Я глянул на карту и увидел, что огибать его проливом короче, чем морем. Как позже выяснилось, я был неправ. Не рекомендую путешественникам пользоваться проливом в отлив. В отлив пролива не существует. Но мы его прошли. За каких-то 3-4 незабываемых часа. Триумф духа над разумом. Вырвались из топкого и вонючего болота на открытую воду в момент красочного заката. Уже в потемках, идя по навигатору пришли в наше насиженное место третьего привала. Наверное, здесь по нам скучала наша знакомая гадюка.

9.08. Пляж.

Неспеша отплыли. По дороге рыбачили и любовались любопытной нерпой. Прошли в пролив правее белых «вигвамов» и на южной оконечности острова встали на дневку. Это место мы приметили на второй день путешествия. Со стоянки открывается шикарный вид на Кузова и множество безымянных островков. Песчаный пляж обрамляют живописные скалы. Мы сразу же запланировали дневку на этом месте при возвращении.

10.08. Прощальный ужин.

Последний день был солнечным и комфортным. Обилие крупной и сладкой черники вынуждало нас пастись на лужайках. Я бегал с камерами, чтобы найти эффектные ракурсы и добить флешки. После обеда с Филиппом и Андреем сплавали на рыбалку. Крупные ерши не возражали против правила «поймал – отпустил». Андрей с якорем вытащил здоровенный куст ламинарии, которую мы отварили к ужину. Завтра предстоит последний десятикилометровый переход до Рабочеостровска, трансфер до снятого домика. А послезавтра – посадка в поезд и путь домой. Приключения 2022 года завершаются. Пока!