По Лемве и притокам-2014.

До чего же сладко пройти маршрут � без слез, без фраз, -

Никому не сказав, что проходишь тут в последний раз�

Дмитрий Быков

Сентенция.

Мы отправляемся в путешествие для пополнения нашей коллекции впечатлений. Они бывают страшноватыми, вроде зрелища уносимых потоком товарищей возле перевернутой лодки. А бывают уникальными, например, встречи с медведями в тайге, глухарем или пение льдов на Псковском озере. Эту коллекцию мы обречены пополнять и хранить пока дышим. Но её частью можно поделиться с людьми, продлив тем самым ей жизнь, опубликовав дневник. И, как изящно выразилась одна симпатичная участница форума �Женщины в науке� о GFP -  � � чтобы визуализировать происходящее�, дневник можно снабдить фотографиями. Таким образом я пополняю, читатель, Вашу коллекцию впечатлений.

Команда

Егор   Ольга   Наталья   Это я, Сергей

25 июля. Первый день комом.

Инта встретила нас низким серым небом, дождем и УАЗиком. 3 часа ехали по ямам и лужам, лесам и тундре. Лемва вспухла от прошедших дождей. Она стремительна, чиста и холодна. Во время стапеля позавтракали. Тщательно уложились и отплыли. Я с Егором в �каньоне�, Наташа и Оля � в �северянке�. Тут же случилась неприятность. Лодка с девушками перевернулась, потоком их протащило сотню метров и прижало к затопленным кустам. Наташа с Олей сумели выбраться из воды, вытащить лодку и вещи. Когда пришли в себя, загрузили лодку и переплыли на другой берег, где в роли наблюдателей находились мы с Егором. Из-за переохлаждения дальше не пошли, а встали лагерем и занялись сушкой.

Высокая вода на Лемве   Галечные разбои   Просушка под дождем

26 июля. Стояние на Лемве.

Погода не располагает. Ни к неге, ни к просушке, ни к фото. Дождь не прекращается. Вода в Лемве поднялась за ночь еще сантиметров на 30-40. Скорость течения весьма велика, как и мощность потока. Речка мне сейчас напоминает прошлогодний Сунтар во время наводнения, только вода прозрачная. Плыть стремно. Посмотрим, что будет с водой завтра, и тогда определимся со стартом. На месте брода скопилось несколько автомобилей, оттуда временами раздается звук бензопилы. Сегодня продолжили сушку намокшего и сортировку вещей. Тщетно покидали блесну. Очень хочется солнца. Но есть и приятное обстоятельство: никто не летает и не кусает.

Серое небо в прозрачной воде   Неприкаянные лодки   Дикий лук

27 июля. В ожидании.

За ночь вода спала, поток ослаб. Но не настолько, чтобы мы осмелились сунуться в реку. Ведем светскую жизнь: познакомились с соседями-туляками, прогулялись по дороге на рудник. Рыбалка сверхгуманная, - мы не то, что  отпускаем пойманную рыбу, мы ее даже не травмируем, ибо поймать не можем. Дождик то идет, то прекращается, а к вечеру вода перестала спадать.

Скала на Лемве   Дорога с рудника к Лемве   Выворотни в тайге

28 июля. Поехали!

После завтрака уложили лодки и поплыли. Обедать нам довелось через километр. Именно там, в лабиринте проток, меня выкинуло из лодки веткой куста. А лодку с внуком унесло потоком. Но недалеко. Егор умудрился вцепиться в ветки и держал лодку, пока Наташа в три прыжка догнала  их и зачалилась. Встали на просушку и обед. Заодно срубили раму и объединили наши лодки в катамаран. И поплыли по виражам Лемвы. В положенное время нашли светлую чистую поляну напротив живописной скалы и встали на ночлег.

О заднем уме. Конечно, по такой воде надо было связывать из лодок катамаран на стапеле. Глядишь, и нервы были бы целее. Лемва в верховьях, да после дождей,  время от времени берет дань с проплывающих. Иногда человеческими жертвами. Нам повезло.

Полянка для привала   Лагерь   Катамаран из лодок

29 июля. Веселые покатушки.

Утром выглянуло солнце, небо посинело, и я достал фотоаппарат, чтобы снять живописные скалы напротив лагеря. Собрались и поплыли. Лемва здесь � река довольно прижимистая: то прижим к нависающим кустам, то к скалам. Когда виражи сменяются коротким плесом, это мне напоминает сцену в фильме �Мистер и миссис Смит�, когда герои насвистывают в кабине лифта между очередными перестрелками. Но вот справа Лемва принимает крупный приток � Хайму и становится широкой и скучноватой. Проплыв немного дальше, мы встали. А после обеда привычно моросящий дождь дал себе волю и бодро забарабанил по тенту и палатке. Этот звук является более сильнодействующим средством, чем колыбельная.

Скалистый берег Лемвы   Утес на Лемве   Галька на дне

30 июля. Вниз по течению.

Я опасаюсь, что если я буду упоминать о дожде каждый раз, то тоненький блокнот, взятый для дневника, закончится раньше похода. Сегодня у нас был нормальный шестичасовой ходовой день. Отмахали около 35 км. Течение несет со скоростью 6-10 км/час, и наша задача � держаться фарватера. Рыба дразнит всплесками, но пополнять наш рацион не торопится. Ягод и грибов также не наблюдается. Зато свежий холодный воздух в изобилии. Как и экологически чистая вода, и в лодке и за бортом. На реке встречаются уютные обжитые стоянки, одну из которых на эту ночь заселили мы.

Лесистые берега Лемвы   Берег Лемвы   Закат на Лемве

31 июля. Сплав в солнечный день.

Сегодня дождя НЕ БЫЛО. Солнце преобразило Лемву, сделало ее нарядной и приветливой. Плыть на ветру под солнцем по быстрой галечной широкой реке комфортно и весело. За день сделали свой тридцатник.  До обеда достигли устья Грубею. Над рекой летают крачки и на кого-то охотятся. Утки в составе звеньев выполняют фигуры высшего пилотажа. Играет мелкий хариус, но на крючок не садится. Некоторые члены экипажа высказывают сомнение, что в этом походе будет добыта рыба. Позор скептикам! Вот попадем в Кокпелу� Назавтра думаю дойти до Паги. Лодки пока объединены рамой, плывем одной командой неразлучников.

Причалили на обед   Река Лемва   Лемва и катамаран

1 августа. Пага.

Сегодня дождя не было. Второй день. Я не могу этого объяснить, только свидетельствую об этом чуде. За пару часов достигли Харуты, за столько же дошли до Паги. Перед этим пообедали в идеальных условиях: солнце, ветер, без комаров. Лемва на прощание подарила хариусов, которых ловили на проходе, с катамарана. С первого раза в Пагу не попали, сунувшись в протоку Лемвы и пройдя вверх с километр, пока не догадались заглянуть в навигатор. Со второй попытки вошли в Пагу и поднялись на чалке с дрыном на три километра. Поймали еще хариусов и заночевали, устроив перед этим рыбный пир.

Еще Лемва   Уже Пага   Пага вечером

2 августа.  Заполярные купания.

А дождя все нет! За день поднялись по Паге на десяток километров. На дрыне поработали все, включая внука. Надо признать, ловко управляется. Жарко, солнце шпарит. До сих пор наши купания в реке носили несколько вынужденный характер из-за незапланированного внезапного покидания лодки. Сегодня же мы бросаемся в воду сами удовольствия для, по нескольку раз за день. По пути встретили пару с Епы, которая спешила с рыбалки, чтобы пользуясь погодой заняться сенокосом. Они дали нам наводку на местный утренний поезд из Абези в Инту. Если воспользоваться им, то можно избежать суточного сидения в Инте. Украшением дня был здоровенный глухарь, который с треском взметнулся из травы перед Наташей и пролетел во всей красе над катамараном. До Кокпелы по прямой осталось 3,7 км. Надеюсь завтра достичь ее к обеду. Пора делать дневку.

Река Пага   Пага   Уха на костре

3 августа. Кокпела, первые километры.

К обеду, как и рассчитывали, дошли до Кокпелы под звуки грома и шлепки крупных капель. Пообедали на том же месте, галечной косе напротив обрывистого берега, что и семь лет назад. Здесь же пообщались с парой москвичей на �щуке�, сплавлявшихся по Кокпеле. А мы поднялись на пару километров и встали на дневку. Поправить физику, сделать мелкий ремонт и получить удовольствие от �лучшего отдыха�.

Место впадения Кокпелы в Пагу   Устье Кокпелы   Галечный мыс на Кокпеле

4 августа. Дневка на мысу.

Дневка удалась. К обеду тучи растворились в синем небе, что позволило поставить на зарядку солнечную батарею. Место приятное: высокий галечный мыс, напротив обрывистая осыпь. Рыбка есть, несколько мелковата, но много.  Наташа с Олей смогли собрать на том берегу ягод и грибов, я нащелкал полфлешки фото. Определились с датой возвращения домой. Сейчас похлебаем супчик от Гроховских  и будем демонтировать катамаран, разделять его на две лодки. Лес хорошо утоптан мишками. Говорят, что лицензия на них стоит 70 000, что способствует сохранению поголовья. Также много шмелей.

Место дневки   Внук за помывкой посуды   Скрюченные елки

5 августа. Нормальный трудовой день.

Сегодня все было штатно. Загрузили лодки, впряглись на короткой чалке за ремень. И пошли. Идти комфортно, галька большей частью мелкая, а поток у берега щадящий. Прошли за пять часов десяток километров, вовремя пообедали на привале и выбрали для ночлега галечный мыс, дуга которого протянулась на километр. Вечером, после ужина предполагаются развлечения. В этот раз Наташа предложила нам взглянуть на тот берег. И посмотреть было на что. К нам пришел медведь. Это был хорошо упитанный зверь, с развитым загривком и обширной кормой. Он был всецело погружен в свои проблемы и хлопоты. Ветер дул от него, и нас он не замечал. Я успел сбегать за фото, сменил объектив на теле и поснимал. Но недолго: дамы начали нервничать и грубо прогнали его звуками ударов половника по кану. Так состоялась моя третья встреча с бурым.

Лодки на Кокпеле   Вечерние постоялки у костра   Медведь бурый, европейский

6 августа. Вверх до Мольыдмусюръю.

Утренняя хмарь сменилась синим небом с причудливыми облачками. Это добавило настроения при подъеме. Через пару переходов я обнаружил соблазнительный перекат. Извлек пару хариусов и вручил спиннинг Егору. С первого заброса он выволок на берег полуметрового монстра (последующее измерение дало результат � 57 см � абсолютный рекорд наших походов) и закрыл тему рыбы. Вскоре встали на обед напротив живописного косогора, где я нащелкал кучу пейзажей. При дальнейшем подъеме наблюдали смену ландшафта. Вместо лесов появился простор тундры, над рекой видны отроги Главного Уральского хребта. На проходе были атакованы парой крачек; причина агрессии � птенец у кромки воды. Навигатор в очередной раз что-то перепутал и мы не сразу нашли место нашей полудневки 4 года назад. Это обширная поляна с травкой, мхом и обилием дров (ивняк-сухостой) расположена напротив впадения левого притока Кокпелы, название которого приведено выше. А перед тем как мы выгрузились, Наташа вспугнула громадного зайца.

Косогор на Кокпеле   Егор со своим трофеем   Живописный заливчик

7 августа. Дневка.

Стоим на поляне напротив притока. Едим рыбу, кормим комаров. Проводим кулинарные эксперименты. Прикладную гастрономию сочетаем с ботаническими изысканиями. Ольгин багаж катастрофически разбухает от собранных ею сувениров. Я набиваю флешки кадрами, делаю запас на зиму. Наташа ведет основную работу по поддержанию жизни лагеря. Внук живет в своем мире. Сегодня провели совещание и решили дальше не идти. Соображений несколько: мы не планировали карабкаться на Кокпельский перевал, с дровами выше будет хуже. Да и такой уютной поляны для стоянки не найти. Вот так, грамотными отмазками можно изящно закамуфлировать банальную лень.

Калужница на Кокпеле   Кустик иван-чая   Журчащий перекат

8 августа Последний день дневки.

Трудно жить, не имея высокой цели. Хотя бы перевала. Одуряющий отдых всем надоел, и решено завтра начать отступление. Рыбалка, фотоохота придают какой-то смысл растительному существованию. А также созерцание. Утром, словно перед экраном телевизора, наблюдал сквозь москитную сетку, как стайка птичек охотилась на комаров под тентом нашей палатки.  Сплавляться решили в режиме полудневок, чтобы 14-го на рассвете попасть в Абезь, а к вечеру стартовать из Инты в Москву.

Устье Мольыдмусюръю   Иван-чай   Куст колокольчиков

9 августа. Медленные лодки.

Начался сплав. Против ожидания, сестрички не торопились махать веслами. А если быть правдивым, то они их, кажется, даже не замочили. Но к обеду река нас вынесла к предыдущей стоянке, откуда мы сделали дневной переход вверх. Плыть несколько комфортней, чем пробиваться пешком против течения. Мы поставили лагерь, и тут же налетела гроза с ливнем и гром-и-молнией.  Под тентом приготовили обед, а когда дождь, взмутивший вода Кокпелы, прошел, закоптили и запекли сегодняшний улов (Егор опять вытащил гиганта килограмма на полтора). Провели с Наташей ревизию продуктов, избавились от части излишков, наметили меню на ближайшие трапезы. Место медвежье, и от этого чувствуем некий дискомфорт. Завтра с облегчением покинем его.

Кокпела   Излучина Кокпелы   Кокпела, галечная отмель

10 августа. День гурмана.

За день погода несколько раз прошла путь от статуса �серая хмарь� до �безоблачное небо�. При этом холод и ветер проявляли постоянство.  Догребли до первой стоянки на Кокпеле, где и разбили лагерь снова. За обедом отведали, а вернее съели, закопченного хариуса-оковалка. Долго стоял над обеденной поляной стон от восхищения. Ольховая и яблочная ноты дымка придали рыбе неповторимый аромат и нежный, с ореховым оттенком вкус. Как обычно, время от обеда до ужина занимали охота за кадрами, постирушка, рыбалка и разгон медведей. Солнечная зарядка исправно питает видеокамеру и ридер. Часть шахматных фигур потеряна, из-за чего временами внук впадает в буйство, чем пробуждает мои дремлющие сержантские навыки. Завтра уйдем из Кокпелы в устье Паги.

Берега Кокпелы под солнцем   Шмель на татарнике   Лунная дорожка

11 августа. Кокпела-Пага.

Теплый безоблачный день. Не спеша покинули Кокпелу, проплыли Пагу и встали недалеко от устья. По дороге рыбачили, причем Егор опять выволок на гальку гиганта. Внук скромно заявил, что просто он везунчик, а меня призвал не отчаиваться. Поход завершается, все признаки налицо: сжигаем лишний хлам, избавляемся от избыточного провианта. Сегодня я зачехлил спиннинги. Остаток пути, который раньше занимал день,  мы разбили на два перехода. Так что приключения продолжаются.

Сестры в "северянке"   Красная лодка на спокойной воде   Камень на берегу Паги

12 августа. Лемва, просторы.

Вышли из Паги на широкую Лемву. Быстрые перекаты понесли нас мимо Епы (обратная аббревиатура основателя деревни Артеева Петра Ефимовича). Деревню �закрыли�, но жизнь еще есть: рыбаки на моторках бороздят реку, дети ловят хариуса на кораблик. До Абези отсюда 35 км. Ниже Епы появилась связь, и мы позвонили близким. Все целы, и это наполняет покоем. День опять солнечный, что благоприятствует комфортным купаниям. Вечер подсветил песчаные откосы на противоположном берегу и украсил этим пейзажем наш ужин. Завтра прощаемся с Лемвой.

Лемва ниже Епы   Наш надувной флот   Тихий вечер в низовьях Лемвы

13 августа. Уса-end.

Утром познакомились с приятной группой из МИФИ. Мимо нас проплыла еще одна команда. Отправились и мы. Ближе к устью излучины Лемвы становятся масштабнее, Косы длиннее, переходят в дюны, ивняк царствует по берегам. Вышли в Усу и стали огибать остров по левой протоке.  Проплыли по Усе около восьми километров и встали на ночлег на оконечности острова, на покосе, среди стожков. На газе (чтобы не засорять покос) приготовили  ужин и скрылись в палатке от кровососов. Завтра на рассвете уйдем в Абезь, и приключения 2014-го года  завершатся. По крайней мере, связанные с водным туризмом.

Лодки у берега широкой реки   Покос на усинском острове   Наш последний ночлег на Усе