Лемва-2020

Лемва-2020, ремейк.

«Успей совершить открытие, которое сделает мир лучше!»  

(Пожелание внука на ДР)

4.08. Первый день на воде.

Заброска вышла образцовой. Сергей Корчагин организовал нашу встречу у вагона в Инте и доставку к началу нашего сплава на Лемве. Если целью нашего путешествия был моцион после самоизоляции, то первый день не обманул ожиданий. К вечеру все изрядно умотались. Погода атипична. Солнце, редкие облака, свежий ветер и минимум мошки. И стада нахальных куропаток, сопровождающие нас во время поездки по тундре. Собирались на месте брода через Лемву на рудник. Во время стапеля обнаружился неприятный косяк – травил днищевой баллон. Исправить не смогли, связали лодки в катамаран и поплыли так. Через полтора часа нашли стоянку, поужинали объедками с поезда, разыграли очередность дежурств и уползли в палатки.

  

 

5.08. Ремонтная дневка.

В городе мы слишком заняты. Для общения с близкими, для умной литературы, для того чтобы, заглянув в глаза собаки, понять, что не одинок. Вот и в этот раз не хватило дома времени на ремонт лодки. А в походе – самое то! Сегодня неспешно починили оба днищевых баллона, рабочий и запасной. Он тоже оказался дырявым. Стоим на продуваемой опушке у берега. Тепло и солнечно. Пейзаж украшен живописным утесом, под которым вытащил первых хариусов. Хороший отдых перед завтрашним переходом.

  

 

6.08. Нескучные виражи.

В верхнем течении Лемва – очень симпатичная река. Особенно в солнечную погоду. Она разбивается на рукава, журчит на перекатах, разгоняется вдоль скал и отдыхает на плесах. В этом году вода низкая, возникает необходимость проводиться на гребенках. Но большей частью все плывется. Надо только не зевать и уворачиваться от кустов. На воде были часа два, а потом нашли симпатичный бережок и решили встать. Прогулялись с Егором вниз по реке, поснимали и порыбачили. Заодно и плавника принесли. Вечером запланирован жареный хариус. А на флешке образовалось полтысячи кадров, знатный запас на зиму.

  

 

7.08. Тусклый сумрак на реке.

Сегодня был дождь. Читателя раздражает частое упоминание погоды. Но в путешествии она определяет многое. «Бытие определяет сознание», а погода диктует судьбу. По крайней мере, на день. Стоять в дождь – унылое занятие, хотя и дождливый сплав энтузиазма не вызывает. Мы поплыли. Живописные скалы скрылись за сизой дымкой. Когда стихал ветер, не зевала мошка. Проплыли Хайму, пообедали на проходе, а к вечеру разыскали удобную стоянку на лесной поляне с чурбаками для сидения.

  

 

8.08. Обычный день сплава.

Ну да, сегодня снова дождь. На воде были часов пять с перерывом на обед. Опять река несет вдоль утесов, крутит на виражах и озадачивает бифуркациями. Изредка попадаются стоянки туристов. Из-за низкой воды в гребенках приходится искать проходы. Когда нет ветра, донимает мошка, особенно Ральфа. Поэтому он торопит с установкой палатки и ныряет в нее первым. Для разнообразия и по причине инсектофобии сегодня наша стоянка на гальке. Плавника для костра навалом.

  

 

9.08. Островная дневка.

При унылой погоде и обилии времени уютная стоянка логично превращается в дневку. Остров, на котором мы стоим, метров триста в длину и окаймлен глубокими протоками. Расположен равно посередине от точки старта до устья Паги, по 45 км по прямой. Он уже кажется уютным и обжитым. Егору опять повезло вытащить увесистого, более 40 см хариуса. Теперь рыба, приготовленная под маринадом, дожидается ужина. Все бытовые дела исполнены, и завтра можно двигаться вперед, к новым кадрам.

  

 

10.08. Грубею.

Сегодняшний день завершился появлением солнца. К сожалению, это это был сигнал для мошки атаковать. Ее стук по тенту палатки заглушал шум переката. За день – около четырех с половиной часов – прошли двадцать пять километров и встали ниже Грубею.

  

 

11.08. Вниз к Харуте.

 Лемва на участке между Грубею и Харутой становится более солидной. Глубокие плесы почти без течения сменяют друг друга. Есть и перекаты с хариусом, есть и спасительные от мошки галечные косы. Погода нам сегодня улыбнулась. Почти без солнца, зато и без дождя. До Харуты так и не догребли и встали на симпатичном острове с бревном для комфорта.

  

 

12.08. Харута – Пага.

После Харуты Лемва делается широкой и многоводной. На перекатах прыгает из воды хариус, а перед нами плывут выводки уток. Заряды дождя чередуются солнцем, небо украшено радугой. Место впадения Паги обозначено домиком по правому берегу. Мы поднялись по Паге на 2-3 километра при помощи чалки и дрына, нашли симпатичную продуваемую косу и встали на ночлег.

  

 

13.08. Вверх по Паге.

Из ивняка соорудили подобие треккинговых палок и пошли вверх. Пага достаточно удобна для подъема. Выраженных галечников нет, но берега не обильны кустами и булыжниками, главными препятствиями при подъеме на бечеве. За пять часов хода сделали большую часть Паги. С отвычки изрядно вымотались и устроили ночлег на пустом от мошки острове. Ральф погонял по кустам зайца, а мы с Егором сходили на материк за дровами, извлекли к ужину пару хариусов и на этом завершили день.

  

 

14.08. Вход в Кокпелу.

Поднялись по Паге до Кокпелы, и через пару километров достигли нашего заветного места дневки. На проходе было не до спиннинга с фотоаппаратом. Выявили очередной дефект днищевого баллона, поэтому завтра в приоритете ремонт. 15 лет для лодки, пожалуй, предел. Надо выбрасывать. Слегка вымотались на подъеме, поэтому завтра – праздность и удовольствия.

  

 

15.08. Дневка. 

Дневка – это дела и радости. Ремонт очередного днищевого баллона старой лодки – из первой категории. Так же, как стирка, зарядка от пауэрбанка книжек и фотоаппарата. Купания в ледяной воде, отбиваясь от мошки, к удовольствиям тоже не отнесешь. А вот рыбалка – да. Чистое удовольствие. Тем более, что в раскладке присутствуют две ухи. Так нет, на всех перекатах ни поклевочки! Отснял, пока было солнце, живописный мыс с откосами. Развязали лодки. Завтра зацепим их за поясные ремни и побредем вверх по Кокпеле.

  

 

16.08. Кокпела вверх.

Выглядит, как скандинавская ходьба с утяжелением. Мы с внуком, привязав к ремням лодки и взяв в руки по ивовому посоху, побрели вверх по руслу. Дамы с собачкой двигались автономно. Время от времени мы пересекали реку с косы на косу. Вода нынче низкая и несколько зацветшая, плывет много тины. Может быть, по этой причине хариус отказывается ловиться на блесну и мушку. Самые заманчивые перекаты остаются безрыбными. За пять ходовых часов мы сделали очередную десятку километров и встали на длинной косе. Мошка, лютующая на солнце, к семи часам вечера исчезает, и ужин достаточно комфортен.

  

 

17.08. Последний день подъема.

Сегодня прошагали десяток километров и достигли устья левого притока Молидмусюръю. Это наша крайняя точка, дальше не пойдем. Отныне только сплав. Рыбы по-прежнему нет. Отсутствуют и чайки с крачками. Только выводки уток будоражат охотничий инстинкт Ральфа. Огромные галечные поля, муки выбора мест для палато и очередные проблемы с баллонами.

  

 

18.08. Дневка возле  Молидмусюръю.

Свежий ветер гуляет по нашим просторам. Мошка исчезла. Вдали виднеются горы. Провели капитальный ремонт старой лодки, должно хватить до финиша. Как всегда, перед возвращением сделали инвентаризацию продуктов, откуда-то появились излишки муки и пюре. Я перед обедом перебрался на левый берег Кокпелы и прогулялся на полтора километра по притоку. Рыбы не оказалось и там. Дневка плавно идет к ужину. С завтрашнего дня поворачиваем к дому.

  

 

19.08. Спускаемся по Кокпеле.

Как всегда, возвращение начинается неспешно. Прошли десяток километров и, соблюдая режим полудневок, поставили лагерь на косе. Ночью из страшных туч пролился скупой дождик, что не прибавило воды в реке. Некоторые гребенки пришлось проводить, по остальным чиркали днищем. По дороге пристали к берегу, собрали брусники и полакомились княженикой. Грибов, как и рыбы, на Кокпеле сейчас нет. Наташа готовит соусы из излишков муки и чеснока с добавлением редких сыроежек. Очень вкусно. Основные трофеи – фотокадры, набил больше 60 ГБ. Щелкаю с двух фотоаппаратов по-македонски.

  

 

20.08. Снова Пага.

Полудневочный сплав продолжается. За три часа закончили Кокпелу и вышли в Пагу. Погода великолепная. С утра солнце с ветром, в обед гром без дождя. Выйдя в Пагу, наловили хариуса, которого не видели на Кокпеле. Завтра продолжим неспешный сплав. Баллоны в лодках не травят, всё идет штатно.

  

 

21.08. Мокрый сплав по Паге.

С ночи моросит, и небо низкое и грязно-серое. Я не люблю слякоть. На душе делается мрачно. Я и так-то не большой весельчак, а в дождь становлюсь еще и мизантропом. В лагере всё в порядке, костерок под тентом обеспечивает трапезой, в сухих палатках уютно. Но начинают одолевать пораженческие мысли о домашнем комфорте. За три часа с перерывом на рыбалку прошли Пагу и встали в паре километров от устья. Как обычно в этом сезоне, на галечнике. Сегодня на ужин рыба под маринадом, запеченная в фольге и банально жареная. С надеждой на солнце, отбой.

  

 

22.08. Снова в Лемве.

Утро – клон вчерашнего. Хмарь и морось. Вышли в Лемву. Она широкая и на перекатах хорошо несёт. Кругом снуют моторки. Ниже Епы с высокого берега позвонили своим близким, у них всё в порядке. У нас тоже. Перед обедом поставили лагерь на гальке напротив песчаных откосов. А тут и солнце выглянуло, ура! К восторгу Ральфа для него нашлась песочница. А для нас, людей, - ужин, коньячок, уютные палатки и книжки на ночь.

  

 

23.08. Последняя стоянка.

Поход близок к завершению. Сегодня за три часа прошли полтора десятка километров п Лемве и встали за три километра до Усы. Песчано-галечный остров будет нашим прибежищем на эту ночь. Неожиданно обнаружилась мобильная связь. До ужина просидел в интернете. Завтра с утра двинемся к Абези.

  

 

24.08. Выход.

 На завершающем этапе всё прошло гладко. Утром напекли оладьев, позавтракали и отплыли. Три километра по Лемве и двенадцать по Усе прошли за три часа. Двигались по левой протоке. Антистапель делали на травке ниже последних лодок. Солнечная погода позволила собраться с просушкой. Когда рюкзаки были сложены, я позвонил Вячеславу, контакты которого нашел в сети. Через десять минут подъехала Нива с прицепом. С заездом в магазин были доставлены на платформу. Билеты у нас были куплены заранее в вагон №5. Он остановился напротив единственной скамейки на платформе. И вот мы в поезде и едем домой. Приключения 2020 завершены.