pike_18

Щучья-18.

Бабка-дедка, Жучка-внучка и свояченица. Семейная обкатка мотора.

- Дурацкий план!

- Я знаю. Так Вы со мной?

- Естественно!

/анекдот/

Какая бы глупость ни пришла человеку в голову,

у него всегда найдутся единомышленники.

Нас было пятеро: Егор, Ольга, Наташа, я и сэр Элмур Ричли Ред. Начало было обнадеживающим. Все было против нас, значит, должно получиться. Из-за плотного графика путешествий в этом году я только за месяц до похода выбрал маршрут. Критерии были жесткими: возможность без мучений доставить туда-обратно собаку, внятная логистика заброски-выброски, отсутствие волоков и пешки, речка или озеро, достаточно протяженные для моторного катамарана, возможность рыбалки без оглядки на егерей. И вот внутренний голос мне шепнул: «Щучья». И я поблагодарил его. Попадание в десятку. Тринадцать лет назад мы там уже побывали. С тех пор кое-что поменялось. Территории присвоили природоохранный статус «Природный парк Полярно-Уральский», Газпром достроил Бованенковскую жд и запретил перевозить по ней непричастных к газососанию. Пошерстив Сеть, я нашел государственную фирму «Ямал-Тур», созвонился, и они меня направили в «Арктика-Тур». Сергей (8-915 1017286) согласился нас доставить до моста через Щучью (110-й км) и вывезти обратно. Купил билеты на поезд и по электронной почте послал заявку в департамент природных ресурсов Ямало-Ненецкого а. о. на разрешение посетить парк. Через четыре дня мне пришел ответ-отказ. Из-за пожаров всем до августа запрещено соваться в лес. Что ж, я люблю соблюдать законы, но живу в России долго, поэтому от нарушения закона аппетита не потеряю. За пару дней до отъезда позвонил из Лабытнанги Сергей и поделился гидрологическими новостями: вернувшиеся с Щучьей сообщили, что река выше Хадаты сильно обмелела и стала несудоходной. Ну, и внук приехал на вокзал с температурой 39. Все равно идем!

27-30 июля. Заброска-адаптация.

Сергей  из «Арктика-Тур» встретил, отвез на базу, затем на заправку за бензином. Потом подъехал пепелац, и мы отправились. Дорога заняла девять с половиной часов. В пути рассвело, и начался новый день. Поставили лагерь, крепко поспали, собрали катамаран. Так и день прошел. Наутро обкатывали мотор на трофейной транцевой доске. Пережидали дождь, а за ужином обнаружили, что у нас пропажа: хлеб, сыр и колбаса исчезли из гермы. Настроение испортилось, и мы решили отплывать. Нас ожидало ночное плавание. Два часа, самых темных, мы были на воде, а потом встали на ночлег. Сегодня снова отправились в путь. До обеда: входить в рабочий ритм надо постепенно.

31.07. Малая Хадата.

Прохлада и сильный ветер – лучшее спасение от кровососов, чем чеснок и святая вода. С утра – оладьи, затем – ходовой день. У безымянного притока пристали, и внук взял первую щуку. На обед встали на острове, сплошь покрытом зеленым хвощом, у сухого бревна, подарившего нам топливо для готовки. Мимо проплыла группа из трех связанных катамаранов с одним мотором. За день мы сожгли 4л бензина и встали на ночлег напротив устья Малой Хадаты. Красивый закат украсил наш ужин.

1 августа. Дневка.

Прохладный ветер сдул все, что жужжит и летает. Из-за облаков показывается солнце. День задался. За завтраком на лугах в пойме Малой Хадаты появилось огромное мохнатое четвероногое существо. В телеобъектив рассмотрели детально: оказалось, что не медведь, а овцебык. Околачивался в зоне видимости около часа. Пользуясь дневкой подняли транец на десяток сантиметров. При большом заглублении винта мотор работает нервно. Затем пошли на разведку на болото. Начинает поспевать жимолость и голубика. А морошки нет. После обеда с удовольствием, но без результата походил со спиннингом. И решил, что программа дневки выполнена.

2.08. Большая Хадата.

Ночь оказалась беспокойной. Под утро по тропе между палатками какие-то существа устроили забег. По ритму топота я определил аллюр – рысь. Пробежало с пяток особей и перебудили нас. Естественное любопытство подвигло меня покинуть палатку, на Ральф оказался проворнее меня и исчез в ночи. Минут пять я, как оглашенный, звал его и, к нашей радости он внял и вернулся. Наверное, это было стадо карибу, ошалевших от того, что на их Бродвее встал лагерь туристов. Сегодня был ходовой день. Сожгли 4 л бензина и встали выше устья Большой Хадаты. На проходе в устье безымянного ручья взяли щучку, ставшую нашим ужином. Очень низкая вода, песчаные отмели мешают продвижению.

3.08. Вверх по Щучьей.

Сегодня на рулевые весла сели девушки. Тяжелый катамаран под слабым мотором малоуправляем румпелем. Поэтому рулят два «табанщика», а Егор отвечает за мотор. Сегодня шли на полном газу и против течения скорость достигала 8,5 км/час. Холодно, пришлось по максимуму утепляться, и все равно продрогли. С обедом за 4.5 часа хода прошли около тридцати километров. Встали в симпатичном месте: луг, лесок и напротив – озерцо, которое завтра попробуем обловить. Ральф за ужином мышковал, а дамы спасали мышиную семью.

4.08. По петлям Щучьей.

Мелкий моросящий дождь сопровождал наш завтрак. Перед отплытием мы переправились на другой берег и порыбачили на озере, обнаруженном накануне. Я раздразнил щуку, а Егор ее вытащил. Остальные экземпляры щелкали зубами мимо блесен. Это задержало нас, но четыре честных ходовых часа мы сделали. Итого, 25 км. Встретили первые камни и стукнули по ним винтом. Завтра намереваемся миновать Лаборовую. Посмотрим на реку, оценим ее судоходность и определимся с планами.

5.08. За Лаборовой.

За три часа достигли фактории Лаборовой. Начались каменистые перекаты. Некоторые пришлось проходить на чалке с дрыном. На одном из плесов Ральф, играя роль впередсмотрящего, оступился и свалился под катамаран. Вынырнул и, отплевываясь, поплыл к берегу. Мы взяли его на борт и пошли дальше. Лаборовая с реки выглядит уютным поселком. Штук двадцать домов, столбы с электропроводами, вышка ретранслятора. Мы поднялись еще на пару-другую километров и встали в тундре напротив стойбища, откуда доносились детские смех и крики, лай собак. Дневка откладывается. До ужина взяли первого хариуса и запекли на прутиках.

6.08. Ветер и тундра.

Комбинировали сегодня бурлачество  с мото-матрасом. Перекаты проходили на чалке, а плесы плыли под мотором. Искали место для дневки. Нам приглянулся один живописный мысок с лиственницами, но рядом обнаружилось стойбище. Пошли дальше. Возле длинного переката выглянуло солнце и подсветило зеленые тундровые холмы. Нам понравилось, и мы встали на дневку.

7.08. Комариная дождливая дневка.

Ветер стих, и с утра пошел дождь. Несколько дней тепло, праздник комарам. Из-за погоды не брал в руки фотоаппарат. Дефицит дров, сухие стволики ольхи и редкий плавничек. Приходится экономно жечь костер. На перекате до обеда взял трех хариусов на блесну, и после столько же на мушку. Погода располагает к лежанию в палатках и всяческой праздности. Надо на завтра накамлать что-нибудь приличнее.

8.08. Дождливая дневка становится двойной.

Погода не задалась. Дождь и ветер. Поменялось только направление, с южного на северный. Завтрак-обед-ужин – пунктиры событий на дневке. Хотели стартовать после обеда, но дождь так яростно забарабанил по тентам, что желание отпало. Промежутки между трапезами скрашивали разведка вверх по течению и рыбалка. Ральф разыскал в тундре птенца поморника, уставился на него и завилял хвостом. Пацифист, понимаешь! Родители птенца пикировали на него со скрежещущими воплями, я орал «Фу!» на всю округу. Пес не выдержал, отказался от близкого знакомства с малолетней птицей и довольствовался гонкой за куропатками. К вечеру ветер окреп до ураганного, но тент выдержал все порывы и обеспечил нам вполне комфортный ужин. На ночь мы положили его от греха подальше и отправились по палаткам, полуоглухшие  от барабанного грохота дождя по тентам. Уповаем на то, что хлябь вечной не бывает.

9.08. У Певантосе.

Снялись с насиженного, но обездровленного места, стали подниматься до левого притока Певантосе. Кругом тундра, то украшенная холмами, то ровная, как футбольное поле. Часа за три дошли до цели, но там – лодка, сети и нет удобной площадки. Пройти выше мне показалось затруднительно: мелко и сильное течение. Спустились вниз на километр и нашли Эдем. Пляж, ивняк для дров и укрытия от ветра, уютные поляны для палаток и тента. Завтра будем дневать, а перед ужином я для проверки снасти кинул тяжелую вращалку и выволок двух оковалков-хариусов. Похоже, что ходить завтра за щуками на Певантосе смысла нет. Солнце из-за туч бросило лучи на Главный Уральский хребет. На ужин – раба в маринаде и чай с халвой.

10.08. Опять дневка.

Дневка опять выдалась дождливой. Рыба пошла в отказ, а экспедиция по мокрым кустам – подвиг на любителя. С дровами тоже не роскошно. С другой стороны, в дождь сидеть в палатке приятнее, чем посредине реки. В любом случае, завтра – вниз.

11.08. Вниз.

Денек задался, прохлада, ветер, солнце. Как и намечали, стартовали к мосту. Начинается возвращение. Плесы и перекаты проходим где на веслах, но, в основном, на моторе. На одном из плесов нас остановили сильные всплески. Взяли трех оковалков, это последние хариусы в сезоне. Миновали ряд стойбищ, Лаборовую, и встали на песчаном мыске, пройдя километров двадцать пять. Под защитой крупного ивняка уютно и полно дров. На ужин варили, жарили, запекали, объедались. Ночь выдалась тихая и холодная.

12.08. В погоне за озером щук.

Хотели встать у озера, где водятся щуки. Искали-искали, и в итоге просвистели мимо. Мотор исправно гонит наш кат вниз со средней скоростью 8-9 км/час. На одной из остановок я вскарабкался на высокий берег, прошел вглубь тундры и обнаружил красивейшее большое озеро в котловине. Не взял фотоаппарат, поэтому любовался на чудный пейзаж в обрамлении Уральских гор не через видоискатель. Места для стоянки не нашлось, поэтому пошли дальше. Встали напротив озерка на другом берегу, которое обследуем завтра. Может быть, будет дневка.

13.08. Славный денек – отличная дневка.

К завтраку нас посетил овцебык. На другом берегу он выглянул из кустов, рассмотрел нас и ушел пастись в прерию, тьфу, в тундру. С виду он очень смахивает на бизона, только рога другие. Перед обедом мы с Егором отправились в экспедицию через реку со спиннингами и фотоаппаратом. Фотик сломался, а щук и окуней мы наловили. Первых – в подковообразном озере, а окуней извлекли из реки. В тундре россыпи голубики. Мишкам должна быть в радость, но их следов не встречали, только отпечатки копыт. Обед – уха, вкусная и обильная. Весь день выглядывает солнце, тепло. Настоящий летний денек. После обеда я с девушками сплавал через реку за ягодами и фото (погиб резервный фотоаппарат). Успешно отохотились и стали убегать от дождевого фронта, надвигавшегося с юга. Вернулись в лагерь, но стихия только попугала. Теаерь готовимся к запеканию дневного улова.

14.08. Ливневый сплав.

Сплавлялись до обеда часа три. За полчаса до стоянки нас на воде застал тропический ливень. Что называется, вода стеной. И как на грех в движке закончился бензин. Пришлось приставать к берегу и заворачиваться в тент. Весь день то дождь, то солнце. На реке много уток с утятами. Вообще, здесь полно живности, особенно птиц. В Ральфе проснулись охотничьи инстинкты. Весь его вид говорит – такая жизнь по мне. Но скоро, совсем скоро грядет возвращение, и охотник превратится в диванную избалованную собачку.

15.08. Ниже Хадаты.

Сплав приятен и продуктивен. Идем в режиме полудневок, облавливаем и фотографируем симпатичные местечки. Поспела обильная голубика, сладкая и ароматная. Дважды делали набеги в тундру, объедались ягодой. Прошли Хадату и встали в укромном уголке – на цветущей поляне, окруженной ивняком. После обеда в протоке наловили щук и внесли коррективы в вечернее меню. Солнце, ветерок и красивые пейзажи, - удачный день.

16.08. Перед выходом.

С утра – очередные оладышки с голубичным соусом (ягоды, перетертые с сахаром) и медом. Мед стали брать в раскладку третий год и ни разу не пожалели. Я зачехлил спиннинги, рыбы до выхода хватит. В устье Малой Хадаты встретили группу на двух катамаранах. Они сплавляются с Хадатинских озер. Это первые туристы на нашем пути с тех пор, как мы поднялись выше Хадаты. По дороге мы пару раз высаживались в тундру пастись на ягодниках. Встали на уютном мысу среди цветов и обилия дров. Здесь нас поджидал сюрприз – россыпь спелой княженики, самой изысканной ягоды. Все идет штатно.

17.08. Снова мост через Щучью.

Перед отплывом нанес прощальный визит поляне с княженикой. Сделал фото и полакомился. Пообедали ниже Малыки и к шести пристали к мосту. Сделали антистапель, разбили лагерь, тяпнули перед ужином за завершение водной части, набили рюкзаки и отбились в ожидании транспорта. Завтра выход.

Выход.

Машина от Арктика-Тура пришла минута в минуту. Дорога оставалась несколько кочковатой. Она и двенадцать лет назад не отличалась ровностью. Три недели назад езда по ней заставляло вспомнить про механическое родео. А сейчас сиденья били на ухабах по нашим исхудавшим телесам с какой-то отъявленной жестокостью. 110 км за девять часов. На вокзале взяли комнаты отдыха, сходили за продуктами в магазин, и, отужинав, стали погружаться в сон, любуясь на наш вагон №7 напротив вокзала.