По Соби до Оби

По Соби до Оби.

Летняя семейная прогулка по Полярному Уралу 2017г.

Семейный туризм – это такое мероприятие,

когда все правила становятся относительными,

сдержанность и корректность игнорируются,

а цели подвергаются непрерывной коррекции.

Рискнувшие на этот раз члены семьи:

Егор, Оля, Наташа, Сергей, золотая собака Ральф.

26-27.07. Жаркий старт. Вчера наша семейка прибыла в Харп. На перроне сговорились с водителем УАЗа на стандартные 500 р и со всем скарбом очутились на реке. Стапель занял 2,5 часа, и, наконец, ожидаемое приятное ощущение – мы на воде, мы плывем. В этом году впервые компанию нам составил годовалый ирландский терьер по кличке Ральф, в миру известный под скромным именем Ричли Ред Элмур. Я немного опасался за него, но поезд и первые километры по реке пес перенес достойно. В первый день похода – не до подвигов. Через час мы встали на галечном острове, хозяева которого , две четы добропорядочных крачек, яростно нас атаковали. Я, ранее имевший случай убедиться в их безрассудной отваге и остроте клювов, был наготове. На войне, как на войне. Предводитель летучих бестий получил удар веслом, скомандовал отступление, и остров стал на ближайшую ночь нашей законной добычей. После двух суток обжорства в дороге мы ограничились за ужином вечерним чаем и объедками-огрызками с поезда. Сон был глубок и долог.

Утром встали в 8-30 по Москве. К сожалению, забыл выяснить местное время, по нему, наверное, еще позже. Выбрались наружу не в силах вытерпеть жару в раскаленных солнцем палатках. С весны в Москве все задаются вопросом – кто украл лето. По привычке думали на Кремль. Но оказалось, что наше лето – на Полярном Урале. Пекло стоит дней двадцать и не думает уходить. Я щедро заложил на путь до Хараматолоу два дня. Сегодня хотели достигнуть Ханмея. Но остановки на купание, инспектирование пустого леса, фотографирование и рыбалку тормозят. И расслабляют. Поэтому встали раньше, на галечном острове напротив чудного переката. Из которого извлекли первого хариуса. Все идет замечательно, второй год подряд попадаем в северные тропики.

28.07. В знойном мареве. Подъем случился в 6 утра. Жарко, душно, и очень голодные комары. На воде дышится легче. Исходя из этого соображения, плыли не спеша, но с обедом на проходе. Узнали местное время у рыбаков, оно опережает московское на два часа. Обедали и купались перед Орехеганом. Сегодня очень много слепней, которые не упускают своего, то есть нашего. Я не помню, в Книге Исхода входили слепни в число Казней Египетских? Если нет, то это серьезное упущение со стороны Яхве. Египтяне стали бы гораздо сговорчивей. По берегам лес, местами к реке выходит тундра. Мы поднялись на высокий берег, думая посмотреть морошки, грибов. Тундра сухая до хруста. Голубика еще зеленая и скрюченная, жимолость в лесу только начинает поспевать. Забавно ведет себя городской пес. Мошка ему хорошо накусала живот и пах. На стоянке Ральф попеременно ложится в воду, затем зарывается в песок, а потом мчится в лес поваляться на траве. А в палатке он просто блаженствует. Встали на уютной галечке за километр до Хараматолоу. Завтра поменяем такелаж на проводочный и пойдем вверх.

29.07. Светлые струи Хараматолоу. Вчера левый приток Ханмей замутил чистую воду Соби. Поэтому с нетерпением ждали Хару. И она не обманула, оказалась светлой, холодной и вкусной. Пятнадцать лет назад мы только осваивали на этой реке подъем катамарана против течения. Сейчас с техникой чалки и дрына все в порядке. Но почему-то быстрее устаем. В этот раз нам не надо делать волок и преодолевать Бурхойлу, поэтому времени навалом. Хараматолоу в нижнем течении – красивая таежная река, вся в галечных перекатах и косах. Километрах в трех-четырех от устья она дробится на рукава и протоки, образуя много островков, а выше течет одним руслом. Хотел поснимать живописные берега, но свет ушел, небо затянули перистые облака. Пришлось ограничиться рыбалкой.

30.07. Удачный денек. Сегодня повезло с погодой. Сильный ветер сдул жрачей, а солнышко и легкие облачка добавили хорошего настроя. До обеда дошли до порога Гагарина и решили делать дневку. Палатки утопают в медвяных ароматах, пышно цветет разнотравье. В километре перед порогом на левом берегу в редком лиственничнике есть уютная стоянка со столом. Но нам милее галечник и луга. Порог в нашу низкую воду представляет собой километровую шиверу с валунами в русле. Ральф в походе одичал. Дома он был приветливым песиком, который вилял хвостом любому, кто с ним заговорил. Здесь он превратился в недоверчивого зверя. Мы повстречали туриста из Электростали. И за время нашей беседы пес не переставал свирепо рычать. И это только начало похода! Прав Джером, утверждая, что речной воздух пробуждает в особи самые низменные инстинкты.

31.07. Дневка под порогом. Все утро заволакивало, и к обеду заморосило. Первый дождь за поход. А с утра долина реки скрывалась в дымке, и стоял запах гари. Где-то горят леса. На дневке положено делать что-то, выходящее за рамки будней. Печь на завтрак оладьи с медом, обедать ухой, а вечером после ужина выкурить сигару. Все это мы и осуществили. Вот бы еще морозец ночью ударил, лучший инсектицид.

1.08. День порогов.  Резко похолодало. Ветер еще более окреп, но и солнце не пропало. Охватила радость свободы от кровососов. Провели пороги Гагарина, Титова и еще один безымянный. Две ступени обнесли. Пообедали на проходе, а к вечеру встретили стоянку – цветущий лужок у порога.  Ужин без комаров – двойное удовольствие. Прохладно, на ночь придется надевать флис. Предвкушаю дневку на Макар-Рузе.

2.08. Огонь, вода и Макар-Рузь. После вчерашних препятствий дальше по реке идти оказалось легче. Хотя и пришлось затаскивать катамаран на пару гребенок. А еще пришлось пройти сквозь лесной пожар. На правом берегу весь склон горы был в столбах дыма, а возле реки горели лиственницы. Кругом все сухое, костер можно жечь только на гальке. В устье Макар-Рузя на поляне разбили лагерь и расположились на дневку. Нельзя забывать, что отдых – это праздность!

3.08. Дневка-курорт. Ночью тент палатки замерз, и это здорово! Утром можно выходить из палатки в футболке, не опасаясь комаров. Купания, рыбалка, фотоохота за пейзажами. Последнее занятие затруднялось тем, что ветер гонит на нас дым от лесных пожаров. Хочется надеяться, что не сам пожар. Дымная мгла и запах гари огорчают. Еще один минус – отсутствие дров. Вернее, необходимость топать за ними метров триста. Погуляв вверх по Хараматолоу, в полукилометре обнаружил идеальную для нас стоянку – галечный берег напротив живописной скалы. Пейзажи оттуда замечательные, и дров навалом. Завтра с утра перенесем лагерь туда.

4.08. Стоянка напротив скалы. Как и намечали, встали в пятистах метрах выше устья Макара. Скалы, камни, живописный порог и каскад перекатов. В глубокой воде виден каждый камешек. В направлении устья Макара видны горы Главного Уральского хребта со снежниками. Но лишь время от времени. Мгла от пожара заволакивает окрестности, дым ползет по долине реки. Сегодня над место пожара кружил самолет-разведчик. Хорошо бы пожар не помешал нашей завтрашней дневке.

5.08. Дневка-спячка. С утра пошел дождь. Досадно за подпорченную дневку, но дождь подарил надежду, что пожар потухнет. После роскошных оладьев, завалив и распилив сушину, расползлись по палаткам и предались дремотному чтению. В течение дня это занятие прерывалось лишь обедом и ужином. Дождь не прекращался, для фото не было света, а рыба нам уже не нужна.

6.08. Вниз по Харе. Дождь закончился к утру. Вода в реке поднялась на полметра. Ветер, прохладно. Сплавлялись до первого безымянного порога. Обнесли его и встали. После обеда попытались ловить хариуса, но не преуспели. Отложил спиннинг и взял фотоаппарат, но солнце перестало выглядывать, а без него пейзажи получаются слишком мрачными. Пришлось лезть в палатку и дремать до ужина.

7.08. «Ветер, ветер на всем белом свете.» Чертовски неудобно спалось. Мало того, что в палатке оказалась пара ведер песка, мало того, что уклон был таким, что при попытке повернуться во сне я летел кувырком. Так еще ветер колотил меня дугами палатки по лицу и спине. Холодные порывы выдували теплоту из тел и кротость из душ. Спускаясь вниз, обнесли две ступени Титова и проплыли Гагарина. Ветер мешает сплаву, ставя катамаран поперек реки, маневрирование невозможно. А потому, пройдя пороги, нашли уютную полянку в лесу, где ветер не так свиреп и встали, конечно, на дневку.

08.08. Дневка в затишке. Поляна послужила нам надежным убежищем от стихии. Сейчас вечер, дело к полуночи по местному. Ветер еще не стих. С утра природа, решив что холод с ветром недостаточны для испытания, наслала на нас еще и дождь. Но, как Иов, упорствующий в своей вере, мы тоже выказали непреклонность и не отменили утренних оладьев. Радости дневки – рыбалка и фото были отложены до обеда. После которого мы с Наташей и Ральфом прогулялись на пару километров по Харе со спиннингом. Один хариус подошел за блесной к берегу, чтобы поглазеть на чудака, рыбачащего в такое ненастье. Ветер сбивал с ног, и блесна летела, как хотела. Других рыб в реке не нашлось. К вечеру небо немного очистилось, но багровый закат не сулил хорошей погоды на завтра. Поплывем так.

9.08. Вышли в Собь. Ветер не утихает, зато небо ясное. С попутным ветром вышли из Хараматолоу. Собь после стрелки закладывает многокилометровые петли. Встречный ветер гонит вверх по перекату, поэтому в паре мест пришлось по течению вести кат на чалке. Пообедали на каменистом мысу и пошли дальше. Долго искали подходящую стоянку и нашли и обрели уютный лужок, покрытый иван-чаем после впадения Луппайёгана. Итог дня – двадцать пройденных километров.

10.08. По воле ветра. Сегодня нам предстояло плыть по прямой на юго-восток. Река совсем не петляла, и северо-западный ветер оказался кстати. Есть люди, стремящиеся противостоять стихии, сражаться с ветром и судьбой. Я не из их числа. Когда природа или фортуна благоприятствуют, я с готовностью убираю весла и бессовестно плыву по течению и ветру. Вот такой я конформист. Тем временем река пронесла нас с десяток километров за пару часов. Мы разыскали за островом (Наташа высмотрела) уютную опушку, которая надежно защитит наши палатки от ветра. Здесь мы встали, и завтра проведем последнюю дневку.

11.08. Дневка – прощальный подарок Соби.  День – загляденье. Солнце, тепло, ветерок. Ночью я испытал тревогу. Мы с Ральфом вышли полюбоваться луной. Обычно пес не уходит далеко от палатки. А тут пропал. Звал-звал, свистел-свистел, - сгинула собачка. И лишь заглянув в палатку, обнаружил его, свернувшегося в моем спальнике. С чувством облегчения вытряхнул его на коврик и укрыл пледом. Солнце позволило нам зарядить камеру, ридер и свитч. Я выточил новое весло(стандартная палка мне оказалась коротка). Поохотился с фотоаппаратом на крачек. Ральф принес откуда-то  сухой щучий хребет и с аппетитом им захрустел. Лакомство я отнял, но выводы сделал. Взяли с Егором спиннинги и вместо перекатов обловили плес. Улов – девять щук, одна из которых весом около 3,5 кг. В обед запекли рыб в фольге и пожарили. Вечером рыбный день продолжится. Такая раскладка.

12.08. Лето возвращается. Ночь выдалась теплой, утром на крыло поднялся комар. Ветер стих, и выглянуло солнце. До обеда прошли запланированный десяток километров и встали на полудневку, облюбовав симпатичный полуостров. Егор на проходе обеспечил нас щуками на уху, которую мы и отведали в обед. Мошка загнала нас до ужина по палаткам. Вечером тяпну за новобрачную, Аленка сегодня замуж выходит.

13.08. Щучьи ямы. Покинули гостеприимный остров и поплыли по стоячей воде. Через часа полтора, очевидно, подошли к знаменитым Щучьим ямам. Внезапно мы оказались посреди целой флотилии из десятков судов: лодок, катеров, яхт. Присутствовал даже настоящий корабль «Штиль». Все пассажиры и все экипажи непрерывно таскали щук на джиг. Но у нас к тому моменту уже был необходимый улов, и мы почувствовали себя чужими на этом празднике жизни. Неожиданно возникли затруднения с поиском стоянки. Пришлось обустраивать небольшой песчано-глинистый островок, поросший ободранным ивняком.

14.08. Мокрый день. Вечером и ночью шуршал дождь. Утром он продолжился, а днем усилился. Через пару часов гребли река сделала петлю, и ветер стал встречным. И это заставило нас махать веслами с мизерным КПД. Мы воткнулись в берег, поставили тент, развели жаркий костер и устроили ранний обед. Настроение заметно поднялось, дождь прекратился, а ветер утих до терпимого. Встретили на реке плавучий кран, который ковшом что-то черпал со дна и грузил на баржи, буксируемые вниз, к Оби. Вдали показалась телевышка Катравожа, и тут нам редкостно повезло со стоянкой, найти которую в низовьях – большая удача. Чистая травяная поляна среди высоких ив с уймой дров. Это наша последняя стоянка в нынешнем году. Завтра – выход.

15.08. День последний. Тепло и ветрено. Масса комаров. Подошли к Катравожу на четыре километра и встали на песчаном пляже по левому берегу. Удобная стоянка, но за дровами пришлось побегать. Если подняться на пригорок, то видны дома Катравожа, вышки связи. Но МТС не ловит. Выйдем сегодня в ночное плавание и устроим антистапель  на причале. Как все пройдет, напишу уже в поезде. А сейчас путешествие можно считать закрытым. До новых маршрутов!

Послесловие.

Слава логистике, выход получился гладким. Встали в полночь, попили кофе и с рассветом поплыли. За час подошли к Катравожу и в самом конце, перед узким проливом нашли теплоход «Фарман Салманов», билеты на который мы купили в Сети заранее. Для ночлега можно был встать на другой стороне пролива, там есть подходящие поляны. За два с половиной часа дошли до Салехарда. Звонок в фирму аренды квартир, звонок грузовому такси. И вот мы в Лабытнангах под кровом и с багажом. Утром, 17-го такси до вокзала (100 руб/машину), погрузка и отправление. Милая деталь. При погрузке в вагон меня разыскали две девушки-кассира и насильно вернули деньги за билет Ральфу, как я ни сопротивлялся. Забавное это РЖД!