По великим озерам плато Путорана. 2015.
Четыре года назад мы впервые побывали на плато Путорана. Прошли по рекам
Бучарама и Микчангда. Две ночи провели на озере Лама и были им очарованы.
Очередной маршрут напрашивался сам при взгляде на карту плато. Озера Мелкое,
Глубокое, Собачье и Накомякен соединены реками: Глубокая, Муксун и Накта. К
озеру Кета от озера Накомякен можно подобраться по рекам Тонель и
Тонельгогачер. Затем следует участок, густо покрытый озерами,
подразумевающий некий волок. А река Рыбная, вытекающая из озера Кета, должна
доставить нас в реку Норилку и порт Валек. Так созрела мечта. Сложилось так,
что в этом году мы пошли по этому маршруту. Уверенности в том, что это
проходимо, добавил отчет на
Скитальце. Александр Коношенок из Норильска прошел этим путем в обратном
направлении за неделю. Но нам спешить не надо, у нас 28 дней,
катамаран-полуторатонник, двигатель Хонда(4 такта, 2,3 л.с.) и 5 человек
экипажа.
24 июля. Горы на краю неба.
Вчера прилетели в уже знакомый аэропорт «Алыкель», где нас ждал заказанный заранее микроавтобус. Добравшись до Норильска, завернули в привычный супермаркет «Океан», по списку закупили провиант и, наконец, прибыли в порт Валек. Вадим на КС за пару часов забросил нашу компанию в устье реки Глубокой, гуднул на прощанье и умчался домой. Каждый год приключения начинаются с груды рюкзаков возле незнакомой воды. Впереди у нас озерная кругосветка. Сил после ночного перелета оставалось не ахти сколько, но на заготовку материала для рамы их хватило. Солнечно, тепло и мошковито.
Первую половину этого дня посвятили постройке катамарана и укладыванию скарба. Но, как вскоре выяснилось, рама оказалась никудышной: поперечины прогнулись и по палубе гуляли волны. Пришлось спешно приставать к берегу, рубить стволы и укреплять раму. А затем настал черед мотора. Он наотрез отказался заводиться. Эксперименты с двигателем внутреннего сгорания отняли у нас много времени и увенчались успехом, мотор заработал. Но и солнце наклонилось к горизонту. Поэтому дальше не пошли, а поставили лагерь и вкушали скромные радости от купаний, ужина и пейзажей. Техника часто подводит, но если к ней с добрым словом и легкой ручкой, она проявляет снисходительность и начинает служить отменно.
25 июля. Речные экзерсисы.
Жара. Пьем чай, кофе, кипяченую и забортную воду с наслаждением. Сегодня
рама ведет себя несгибаемо. Подводят кубатура баллонов катамарана и мощность
движка. Их критически не хватает. Через мой баллон перекатываются волны.
Участки реки с заметным течением под мотором пройти не удается. Но нас этим
не запугаешь. Вырубили дрын
и пошли перекаты на чалке. На плесах врубаем мотор. Об камни срубили шпонку
на винте. Заодно обнаружили, что запасных у нас нет. Попробовали на роль
шпонок алюминиевую проволоку и обточенные вручную надфилем заклепки.
Результат отрицательный: при добавлении оборотов шпонка спонтанно срезается.
Стали думать, из чего можно изготовить необходимую деталь при
отсутствии под рукой строительного рынка. И мы-таки придумали: металл
крючков для багажных резинок оказался удачным решением проблемы. «И вновь
застрочил пулемет…». На ночлег встали аккурат посередине между озерами
Мелким и Глубоким, до которого осталось по прямой
7км. Ужин сегодня вышел
кратким, посиделок у костра не было вовсе: кровососы одолели. Зато палатки
–
надежное укрытие от взбесившейся мошки.
26 июля.
А если б у Ноя был мотор?
Два часа нам понадобилось, чтобы дойти до озера глубокого. Через пару
перекатов провели кат вручную, а остальное – под мотором. Озеро поражало
цветовыми эффектами. Горы периодически затягивала дымка. Солнце покрывало
хребты причудливыми узорами теней. Облачка туманов, меняя форму и
направление, скользили по воде и вдоль склонов берегов. Да еще деревья с
кустами окрашивались радужной палитрой цветов. А тут еще дождь пошел, и в
воду уткнулись настоящая радуга. Остановились за горой Сундук, вблизи устья
реки Гудке-Дапту, па цветущем перешейке между
озером и «прудом с карасями», связанным с озером узкой протокой. Собранные
Наташей подосиновики придали вечерним макаронам божественный вкус. Завтра
будет дневка.
27 июля.
На Глубоком озере под Сундуком.
До обеда гуляли по лесам по горам. Утренний дождь с сильным ветром несколько
охладили наше желание взойти на Сундук или ближайшие вершины. Получилась
просто прогулка. Поспевает голубика, обильно растут грибы. Зоология
представлена многочисленными следами по руслам ручьев.
Лосики, волчики,
медведики. Рыбы в списке трофеев пока нет. Шикарные песчаные и
галечные пляжи манят искупаться. Пейзажи недурны, я «настрелял» кучу кадров.
Обед был изыскан: суп из белых грибов, жаркое их подосиновиков.
Но близится час ужина, меня
призывают разводить костер. Поэтому тороплюсь закончить. Местные жители,
норильчане, отдыхающие на озерах, приветливы и
общительны. Но всех ставит в тупик мотив наших путешествий. «В отпуск
кормить наших комаров ?!» И дружный хохот.
Сформулировать трудно даже для себя, поэтому годятся отмазки – похудеть,
сменить занятия, порыбачить, поснимать. Но, кажется, всё сложней и сильно
запущено.
28 июля.
Потерялась речка.
Покидание насиженной стоянки – острое переживание, но неизбежное. Впереди ждут приключения и новые впечатления. Отплытие вышло скомканным, мотор полчаса отчаянно чихал. Мозговой штурм помог горю: забыли открыть бензопровод. Шли по озеру на восток, через каждый час делая остановки на «размять ноги». Одна из кратких стоянок оказалась цветущим мысом, обильно покрытым бадьяном, маками, незабудками и гвоздикой. Обедали в дельте притока, и в эти полтора часа небо украсилось такими роскошными облаками, что от кнопки затвора фотоаппарата на пальце образовался мозоль. Двадцать километров по озеру до предполагаемого устья реки Муксун прошли легко. Но вот войдя в лабиринт проток, мы заплутали. Навигаторы сулили воду на месте суши или уверяли нас в том, что мы плывем по лесу. Наконец мы заплыли в тупик, и версии происходящего стали иссякать. И когда мы готовы были отчаяться, Наташа пробежала пару километров по берегу озера и указала верный путь. Мы вошли в Муксун, поднялись на пару километров и встали на песчаном острове возле стены ивняка.
29 июля. Первые хариусы.
Продолжаем подъем по Муксуну. До обеда с течением мотор еще справлялся, но потом его сменили более надежные движители – наши организмы. Река разбилась на множество проток, на дне и по берегам – галька вместо песка. К концу дня до озера Собачьего осталось пять километров по прямой. А с появлением гальки стал ловиться хариус, украсивший наш ужин. На стоянку выбрали уютный островок со светлыми ягельными полянами и обилием дров. Живописные пейзажи и эффектный закат мы приняли, как бонус. Купание в потоке перед ужином – тоже нелишняя радость. Испытали спутниковый телефон. Иридиум, как и обещал, действительно позволяет болтать с близкими отовсюду. Ночи белые, погода теплая, комары кусачие.
30 июля. Из Муксуна в Собачье.
Оставшийся участок Муксуна прошли до обеда. Течение в речке чем выше, тем сильнее. Перед выходом в озеро запаслись на перекате свежим хариусом, ибо озерная рыбалка – не наша сильная сторона. Озеро Собачье, или Ыт-Кюёль встретило штилем и величественными горами по берегам. Стали искать стоянку под завтрашнюю дневку. Оказалось, что с этим на озере сложно. С трудом отыскали крохотные пятачки под палатки и приспособили этот кусок берега для своего комфорта. Образовались бревенчатая скамья, каменный стол и купальня. Если цель – сделать мир уютней, то нам это удается.
31 июля. Дневка на Собачьем.
Дневка окрашена дождем. Он шел с ночи до ужина, мелкий, нудный, с краткими перерывами. До обеда читали по палаткам. А потом – троллинг, сбор грибов, изготовление весла взамен утраченного. Ужин готовили обстоятельно: засолка и жарение грибов, сотворение суши из хариуса, макароны, чай, торт, трубки, сигары, семечки. В путешествии никакими радостями нельзя пренебрегать. Из-за дождя не вскарабкались на ближайшую вершину, сошел с крючка голец. Но у нас еще три недели похода, все получится!
1 августа. Речка Накта – вздорный нрав.
Реки подобны людям. Имеют свой характер, свое начало, свой конец. Одни с рождения непоседливы, игривы, порывисты, а к концу пути остепеняются, приобретают солидность и покой. Другие с самого начала тихи, скромны и осмотрительны, но перевалив через экватор, ловят беса в ребро и пускаются во все тяжкие. Накта не похожа ни на тех, ни на других. Она взбалмошна и бурлива от истока до устья. На всем протяжении ( пять километров) она не делает остановок на плесах, их просто нет. Сплошной перекат и шум воды. Не обольщайтесь, глядя на мои фото, я занимаюсь лакировкой реальности. Мы шли Накту весь день и встали за семьсот метров до озера. Крупные камни в русле затрудняют проводку. В одном месте мощность потока у скалы заставила нас сделать небольшой обнос. Но дело сделано, до озера рукой подать.
2 августа. Из стремнины на просторы.
На последние семьсот метров Накты мы затратили один час и одно ребро (мое). Очень скользкие камни. Вышли в озеро Накомякен, проплыли в сторону реки Тонель десяток километров и встали на мысу, дельте какого-то ручья. По пути к нам подъехал человек на казанке, сообщил, что мы нарушили закон об особо охраняемых территориях. И что мы уже понарушали на протокол. Я с готовностью предложил ему этот протокол оформить. На что он смешался, сказал, что ему некогда, вечерним вертолетом он улетает. Все вежливо, но строго. Попрощались и расплылись. На стоянке у берега ходят хариусы. Некоторых мы извлекли, а остальные, более искушенные, смотрят на нас и усмехаются. Дикая щука сломала Петру спиннинг и сошла. В зеркальной воде отражаются горы и облака. Место красивое, с удобной купальней.
3 августа. Дневка на Накомякене.
Дневка – это вам не феерия праздности, а суровый подвиг, преисполненный самоотверженного труда, самоотдачи и напряжения всех духовных, а также физических сил как индивидуума, так и целого коллектива ( параграф 18 Устава Походной Жизни). На этот день мы наметили восхождение к истоку ручья, берущего начало у тающих снежников. Это место мы углядели на противоположном берегу озера. Переплыли, качаясь на волнах, к южному берегу и двинулись вверх по руслу ручья. Первый водопад обнаружили метрах в трехстах. Обрывистые скалы не позволили нам следовать руслу ручья дальше, и мы вскарабкались по левому склону и продолжили подъем по березовому лесу. Среди мха тут и там виднелись шляпки подосиновиков, коими мы не пренебрегали. Затем спустились в русло и пошли по гальке. По дороге миновали несколько водопадов и наконец, подошли к самой верхней ступени. После этого поднялись на правый склон ущелья и повернули к лагерю. Пришлось продираться через ивняк-ольховник, преодолевать курумники, но к ужину вылазка была завершена. Впечатления отложились в памяти, а фото – на флешках. К вечеру поднялся ветер, на озере разыгрался шторм. Зато и комары присмирели.
4 августа. Свет в конце Тонеля.
Невзирая на шторм, покинули уютный, но слегка приевшийся Накомякен. Десять километров по озеру, и мы – в устье Тонеля. Главное достоинство реки это непохожесть на Накту. Тонель – довольно спокойная река с песчаным руслом и умеренным течением. Под мотором мы прошли около пятнадцати километров и встали в устье левого притока, Тонельгогачора. По этому ручью нам предстоит пробиваться к точке начала волока. Пообедали в месте впадения Южного Икэна, а перед этим мне улыбнулась удача, я добыл своего первого арктического гольца. Приятно донельзя. Встретились двое норильчан на лодке с воздушным винтом. У них на озере домик, занимаются спортивной рыбалкой. На стрелке Тонеля и Тонельгогачора ребята натаскали сигов на блесенку. Вечером состоялся пир из рыбных блюд коллективного сочинения. На берегу встречается довольно много следов волков и медведей. Сегодня видел следы особо впечатляющего размера.
5 августа. От утренних лосей к вечерней щуке.
Утром нас посетили лосики. Утром Петр предложил мне выбраться из палатки с фотоаппаратом, а заодно и с телеобъективом. Я не преминул последовать совету. Лоси, лосиха и лосенок, плескались в реке. Затем скрылись на том берегу, но любопытный лосенок вернулся на наш берег попозировать. После завтрака мы вошли в Тонельгогачор, маленькую извилистую речку. До половины пути двигались под мотором, оставшуюся часть – на чалке с дрыном. В обед уписывали сигов под маринадом, а через час вошли в безымянную протоку, связывающую Тонельгогачор с первым волоковым озером. Мы провели катамаран по протоке около шестисот метров и оказались в озере. Озеро мелкое, но залив в южной части, куда мы приплыли, оказался достаточно глубок. Оттуда мы извлекли двух килограммовых окуней и метровую щуку – основу предстоящего ужина. Выгрузились и разбили на взгорке лагерь. Из него видно наше следующее озеро – Мунгурдах. Но это – на завтра.
6 августа. Волоковая дневка.
С утра был дождь, редкость для этого похода, и шел до обеда. Поэтому вместо волока устроили рыбалку с катамарана. Потом – с берега. Итогом явились полдюжины здоровенных окуней плюс метровая щука, добытая Андреем в одиночку. До обеда всем кагалом притащили к лагерю катамаран, очень тяжелая рама. Затем варили Уху. Заглавная буква не случайна. После трапезы перебрали раму катамарана путем извлечения из нее лишних элементов для облегчения. Преуспели не очень. Перетащили катамаран на озеро Мунгурдах, около ста метров. Ужин заключался в основном в доедании Ухи и вчерашней жареной щуки. От обилия рыбных блюд ощущаем себя, подобно Дживсу, чрезвычайно умными. Пообщались с родными по спутниковому телефону. Радостно, но чудо превращается в обыденность. Вечером небо прояснилось, и солнце окрасило теплыми красками лесотундру, где мы стоим.
7 августа. Волочильня.
Денек сегодня выдался несколько утомительным. Стартовали на Мунгурдахе под бодроерычание Хонды. Переплыли на точку начала волока, поразведывали дорогу и поволоклись. Наверное, мы выбрали не оптимальный вариант движения. Может быть, от Мунгурдаха надо было напрямую идти по тундре к крупному безымянному озеру в направлении на юго-запад. Но мы решили воспользоваться перевальными озерками и отправились на северо-запад. В результате под накрапывающим дождем мы перетаскались по четырем перешейкам и переплыли четыре озера. Неподъемная рама катамарана нас весьма вымотала, но мы перебрались, наконец, на берег намеченного озера. На волоке под ногами во мху краснеют шляпки подосиновиков, поспевает ягода: морошка, черника, голубика. На обеде полакомились морошковым компотом. Карта обещает нам плавание по озеру в южном направлении около двух километров. После этого останется порядка одного километра до озера Кета (ударение на последнем слоге). Или пешком, или по обозначенной на карте протоке. А вечером – оладушки.
8 августа. Последний предел.
Дождь, когда он случается в зной, приносит прохладу и свежесть. Ночью в палатке стук капель по тенту убаюкивает и дает ощущение комфорта и защищенности. Но когда ты дежурный, ночной дождь вызывает тревогу и опасения, что он и к утру не прекратится. Так и сегодня, пришлось выползать из палатки в сапогах и плаще, тщетно искать сухие веточки для розжига костра и трепетно оберегать робкое пламя. Разумеется, в итоге все получилось. Под дождем перенесли вещи к озеру, погрузились и отплыли. Достигнув намеченной точки волока, пошли на разведку. Протока, ведущая в Кету, разочаровала. Она представляет собой весело журчащий на камнях ручей, совершенно несудоходный для груженого катамарана. А дождь по-прежнему уныло накрапывал и навевал настроение меланхолии и ощущение безнадежности. Поразмыслив, мы приняли решение разобрать катамаран, делать волок по сухому, а новую раму связать на Кете. Поставили лагерь на взгорке и в две ходки перенесли к озеру продукты, мотор, топливо и баллоны. Тем временем и дождь закончился. Ужин с вечерним наливом окончательно примирил с действительностью. Пришло ощущение, что мы одолели этот маршрут, самое сложное осталось позади, и у нас большой временной резерв.
9 августа. Озеро Кета.
Эту ночь мы провели в заболоченной тундре, а сейчас наши палатки стоят на высоком берегу бескрайнего озера Кета. Прибой шумит на песчаном пляже, а кругом стоят редкие стройные лиственницы. Утром в две ходки завершили волок. Связали раму катамарана, надули баллоны, и теперь наш боевой корабль красуется на поляне. Озеро поражает размерами. Одно дело знать, что его длина составляет девяносто километров, а другое – не видеть противоположный берег. Настроение приподнятое: простор, солнце, ветер, песчаный пляж и предвкушение неспешного, но интересного возвращения в Норильск.
10 августа. Туманные перспективы.
Утром из-за тумана было не разглядеть соседнюю палатку. Еще хуже было с горами и берегами. Спустили на воду обновленный катамаран и отправились на поиски приключений. Для начала на юг. На озере штиль и отсутствие волн. Вместе с туманом это создает ощущение декораций. По дороге собрали грибов и наловили рыбы(сиг, хариус). Пройдя километров десять, встали на моховой поляне. После обеда мужская часть экипажа отправилась на катамаране порыбачить. Вечером состоялся пир с заметной рыбо-грибной составляющей. Завтра, в зависимости от погоды, определимся с расписанием подвигов.
11 августа. К новым берегам.
Погода остается пасмурной, с низкой облачностью. Поэтому восхождение на ближайшую гору отменили. Чтобы не заскучать, мы пересекли озеро Кета в направлении на юго-запад. К истоку Рыбной решили идти вдоль южного берега озера. Ориентиром при пересечении озера служили скалистый мыс и острова Кальтор. На мысу в беспорядке навалены каменные глыбы, на возвышении – остатки деревянного креста. Мы высадились на один из островов. Он, как и остальные, представляет собой безлесные скалы, обильно заселенные чайками, издали напоминающие мне форты Кронштадта. На западной оконечности острова мы неожиданно обнаружили дом с сараем, довольно добротного вида. В проливе между островами Петр вытащил хариуса и трех щук, после чего был объявлен мораторий на рыбалку до полной утилизации улова. Прыгнули на Катамаран и поплыли на запад. Минут через сорок ветер усилился, а с ним и волны. Мы выбрали уютный участок берега и встали лагерем. На обед были тушеные с овощами хариусы и голубичный компот. После обеда стало штормить, и время до вечерней ухи мы провели в палатках, слушая грохот прибоя.
12 августа. На краю озер.
Сегодня дошли до истока реки Рыбной. К утру шторм утих. Спустилась серая хмарь, тусклая и мокрая. Временами накрапывает. Серое небо и серая вода, чуть более темного оттенка. Отплыли и шли вдоль берега. Там, где и предупреждала карта, впилили в отмель и проводили катамаран вручную. Часа за три прошли около двадцати километров и встали у истока Рыбной. Место так себе, но берега, вдоль которых проплывали, еще хуже. Дождливо, комарино, безветренно и тепло. Если завтра не будет ясного денька, уйдем на сплав досрочно. Пляж затоптан волками и медведями.
13 августа. Начало сплава по Рыбной.
Окрестности западной части озера Кета представляют собой унылое зрелище. Низкие топкие берега, заляпанные медвежьими и волчьими следами. Мыс Хогольдымакит сиротливо просунулся между серостью неба и серостью воды. Да еще гуси подорвались улетать, как бешеные, большими стаями, встревожено гогоча. Вид тундровых холмов по берегам Рыбной с мертвыми лиственницами сильно отличается от озерных пейзажей. Рыбная – довольно полноводная река, на первых десятках километров имеет мощные перекаты и протяженные плесы. Бензин еще не кончился, поэтому движемся мы быстро. Но, как говорил т. Саахов, торопиться не надо. Река не такая длинная, а растянуть ее нам надо на неделю. Иначе дневать придется в порту Валек. По берегам встречаются рыбацкие избы. Мы вспомнили, что тоже рыболовы и запаслись хариусом на ужин. Где-то я читал, что на этой реке рыбы нет; пока эти слухи не подтверждаются. Утренний дождь прекратился, проглядывает солнце, что тоже добавляет оптимизма.
14 августа. Петляем в холмах.
Решили мотор не включать. Раз такие перекаты, то зачем жечь горючее? Не тут-то было. Река встала. Точнее, медленно потекла, сильно меандрируя. Гальку сменили песок с глиной. Берега – высокие холмы, подмытые рекой. При этом другой берег – низкий, песчаный, покрытый ивняком. Бархатистые холмы тундры покрыты щетиной остовов мертвых лиственниц. Бытует мнение, что их гибель – результат выбросов Норильского комбината. С другой стороны, масштабы ущерба наводят на мысль о климатическом эксцессе. Через три часа гребли мы завели движок и часок прошли под ним. Тут нас догнала гроза, мы воткнулись в песок на краю пляжа и пообедали под тентом. Дождь до ужина переждали в палатках. Лишь девушки выбрались за брусникой для вечернего компота.
15 августа. Необитаемый остров.
Река не поменялась. Мертвый лес, холмы тундры, глина и песок по берегам. Шли под мотором до обеда. Рыбная приняла приток справа. Бурный поток светлой воды скачет по камням, плитам, гальке и смешивается с мутноватой водой Рыбной. Через пару километров – приток слева, такой же вялотекущий, как и Рыбная. После притоков русло прекратило петлять. Как будто река долго была в нерешительности, а потом выбрала направление и устремилась к цели. Для стоянки выбрали остров посреди реки. На нем нашлась уютная сухая ровная ложбина, усыпанная свежей княженикой. А еще кругом огромное количество красной брусники. Пьем компоты. Вечером Петр затеял варить варенье. Завтра дойдем до порогов.
16 августа. На Ороновских порогах.
В ожидании порогов плыли осторожно. В устье левого притока Мокутей стоит чум, на котором написано: «Войди и прочитай». Но мы не вняли. Сразу за ним неожиданно оказалась полуметровая ступенька. Для нас это безопасно, хотя всех забрызгало. Это, очевидно, Мокутейская шивера. Поплыли дальше, миновали два острова, повернули направо за мыс и в конце плеса увидели скалы, обозначающие начало порога. Пристали перед ним и пошли разведывать тропу волока по правому берегу, попутно любуясь мощностью порога. На другом берегу разглядели вездеходку. Пообедали и переплыли на левый берег. В две ходки по хорошей дороге (около полутора километров) перенесли раму, баллоны, мотор, горючее и съестное. Порог состоит из входной шиверы, первой ступени, улова за ней в виде круглого озерка, второй ступени с прижимом к скале правого берега и каньона с отвесными скальными стенами. Все это мы обнесем и поплывем себе дальше.
17 августа. За порогом.
Утром – холод, ветер, дождь. Перенесли вещи, собрали катамаран. За это время я всласть наснимал пороги, используя весь арсенал объективов и светофильтров, взятых с собой. С погодой не повезло, хмуро. Но тут я не властен. Перед отплытием встретили двух рыболовов из Норильска на надувной моторке. Они поднимались снизу, и им предстоял обнос порога. Почти сразу наткнулись на мощный слив со ступенькой и стоячими волнами, где нас поставило боком и забрызгало. Прошли до Гремяки, крупного правого притока. Единственный хариус достался Андрею. Теперь между нами и портом Валек никаких препятствий не осталось, путь свободен. За три дня надо пройти около 45-ти километров. Течение тянет, да и бензин пока не кончился.
18 августа. Рыбалка пуще неволи.
Из оставшихся тридцати километров реки мы сегодня прошли половину, за пару часов. Утро было на редкость: холодным, ветреным, солнечным. Затем погода спохватилась, набежали облачка, стало накрапывать, а к обеду уже лило. Мы остановились на восточной дуге реки, в полутора километрах от длинного 2-х километрового озера. Это озеро сулило нам добычу, и до обеда мы к нему направились. Очень кстати отыскалась тропинка, петляющая между холмами и озерцами. Променад туда-сюда составил пять километров. Рыбы мы не поймали, зато наелись спелой ягоды: голубика, морошка, брусника и царь-ягода – княженика. А на обратном пути нас накрыло облаком газа с Комбината, с трудом прокашлялись.
19 августа. Последний налив.
Ночью шел дождь. Утром он не закончился, а продолжился и днем. Ощущался некоторый дискомфорт при сборе и сплаве. Тем более, что плащи уже прохудились, а пар изо рта вырывается густыми клубами. Уже несколько дней не донимают насекомые. Совсем. Пару дней не слышно гусиных стай. А сегодня, встав в устье Рыбной перед Норилкой, мы увидели заснеженные горы. Наш поход завершается. По этому случаю после обеда выглянуло солнце и эффектно подсветило дымы из труб Норильского комбината, окутывающие серым маревом половину горизонта. То и дело видны моторки, идущие в сторону Ламы и обратно. Сегодня будет разведен и разлит последний спирт. Сегодня же будет последняя ночевка в палатках. А вот 4-5 литров бензина из имевшихся 50-ти у нас еще осталось. На них мы завтра торжественно, через пару часов после старта, причалим в порту Валек. Вызовем такси-микроавтобус и укатим в аэропорт Алыкель, в гостиницу. А посему, если не случатся неожиданные приключения, я завершаю эти записки. Удачи всем!
Полезная информация.
Аренда катера в порту Валек: Вадим Воронцов (моб. 8(913)531-45-80)
Заказ такси-микроавтобусов: Тел. 8-906-903-31-79 (Миша), 8-913-491-43-32 (Марат), 8-913-498-20-63 (частная фирма)
Продукты удобно закупать в Норильске в супермаркете «Океан» (там не только рыба), заехав туда по пути из аэропорта в Валек.
Переночевать в Алыкеле можно в профилактории пилотов, через площадь от аэропорта. Только предупредите девушку на ресепшине, что вам нужен самый дешевый номер, и наличие женщины в соседней комнате вас не шокирует.